Что такое феминизм и кто такие феминистки

Третья и четвертая волна: интернет не всегда объединяет

Принято считать, что появление третьей волны феминизма ознаменовало собой победу секс-позитивных феминисток внутри академического пространства (по крайней мере, в США). Интерсекциональный подход, постструктурализм и квир-теория получили признание и стали достаточно влиятельными в исследованиях гендера и сексуальности. Эти идеи критикуют универсалистские и эссенциалистские установки антипорнографического движения, согласно которым вся порнография — это угнетение женщин, а БДСМ — патриархальное насилие над женщинами по своей сути, даже если его консенсуально практикуют лесбиянки.

Однако внутрифеминистские войны всё еще далеки от окончания. Во-первых, как указывает исследовательница Элизабет Бернштейн, антипорнографический феминизм, переключившийся на борьбу с коммерческим сексом, стал более влиятельным на уровне государственной политики в некоторых странах (например, в США и Швеции). Во многом это как раз объясняется тем, что борьба с сексом за пределами семьи сблизила их с влиятельными религиозными группами и консервативными политическими элитами (а, по замечанию Грегори Митчелла, в США и демократы, и республиканцы занимают консервативную позицию, когда речь заходит о сексе).

Во-вторых, пространство интернета служит благодатной почвой для распространения любых популистских идей — от конспирологических теорий до TERF и SWERF (феминистки, выступающие против секс-работниц). Интерсекциональные, постструктуралистские и квир-подходы используют довольно сложный язык, в них не так часто можно найти простые и ясные, однозначные формулировки, которые делят мир на черное и белое без полутонов. Когда кто-то говорит, например, что коммерческий секс — это сложная тема, здесь есть очень много факторов, существуют разные группы секс-работниц, разные контексты и перспективы и поэтому нужно много исследований и анализа, это, конечно, звучит туманно. А вот «Вся проституция — это насилие над женщинами, и поэтому ее нужно запретить» — позиция, гораздо более доступная для понимания, воспроизводства и распространения.

Радикальный феминизм

Радикальный феминизм отчасти базируется на марксистской теории, но при этом предлагает совершенной новый концепт. Это первый вид феминизма, который начинает смотреть на угнетение женщины как на что-то, что существует само по себе, а не как приложение к какой-то более крупной политической теории. По мнению радикальных феминисток, проблема лежит в социальной организации общества, а если более конкретно — в мужском господстве, патриархате.

Патриархат — система социальных структур и практик мужского господства над женщинами, пронизывающая как частную, так и общественную жизнь

Важно отметить, что эти практики пронизывают не только общественную, но и личную жизнь

Радикальные феминистки первыми начинают акцентировать внимание на тех проблемах, которые раньше казались не такими важными

Термин «патриархат» принадлежит , представительнице радикального феминизма. Она говорит о том, что самые главные угнетения женщин проявляются в семье. Впервые начинают говорить о домашнем насилии, изнасиловании, личной власти мужа над женой. О сексуальном насилии очень много говорит авторка . Она является одной из самых ярких критикесс порнографии и считает, что если порнография — это теория, то реальное насилие — это практика. То есть после просмотра порнографических фильмов насилие для мужчин становится нормальным.

Еще одной идеей радикального феминизма является мысль, что мужчины и женщины не равны, женщины обладают уникальным женским опытом в силу биологических причин — репродуктивной функцией. И одной из важнейших задач радикального феминизма становится присвоение себе контроля над сексуальностью и репродукцией.

За что критикуют радикальный феминизм:

  • Неприятие концепции свободного выбора;

  • Трансфобия (TERF — trans-exclusionary radical feminist);

  • Отказ секс-работницам в праве на выбор (SWERF — sex worker exclusionary radical feminist);

  • Эссенциализм.

Суть либерального феминизма:

  • Встраивание в господствующую политическую структуру: либеральные феминистки не стремятся к радикальным переменам, они хотят, чтобы им в существующей системе стало жить чуточку лучше;

  • Лоббирование интересов женщин через политические реформы, законотворческую деятельность;

  • Акцент на реформах в общественной сфере (политических, правовых, образовательных), тенденция к разграничению личного и политического — феминисток первой волны не волновали проблемы домашнего насилия, сексуального насилия, стереотипы и т. д.;

  • Апелляция к «рациональности», постулирование женщин как «равных» мужчинам во всем и обладающих такими же характеристиками и качествами — именно потому, что женщины такие же, как мужчины, они заслуживают равных прав и равных возможностей для самореализации.

Эти тезисы в своих работах использовали представительницы раннего либерального феминизма , , .

И если она идет в проституцию, это ее личный выбор и это окей; если она хочет выйти замуж, это ее личный выбор и это окей. Если она хочет брить ноги — это тоже ее личный выбор. Все это звучит разумно, и нам кажется, что мы действительно имеем право поступать так, как хотим. Но есть социальное конструирование реальности, а это значит, что наши желания, наши действия и наше поведение в определенной степени обусловлены какими-то социальными контекстами.

За что критикуют либеральный феминизм:

  • Некритичное отношение к государству: по какой-то причине либеральные феминистки думают, что патриархальное государство начнет прислушиваться к их доводам и проталкивать инициативы;

  • Отсутствие классового и расового анализа;

  • Разграничение «личного» и «политического»: вся наша жизнь так или иначе пронизана политикой;

  • Игнорирование уникального женского опыта, биологических различий между М и Ж: феминизм равенства говорит: «Мужчины и женщины равны, и поэтому мы достойны равных прав», а феминизм различия говорит: «Мужчины и женщины разные, у нас разная биология, и поэтому у нас разные потребности». Либеральный феминизм первой волны больше феминизм равенства;

  • Некритичное отношение к понятию власти;

  • Некритичное восприятие «мужской» рациональности;

  • Концепция «личного выбора» как наивная и игнорирующая социальное конструирование реальности;

  • Индивидуализм как препятствие феминистскому объединению.

Со временем либеральный феминизм немного трансформировался. Сегодняшние либеральные феминистки, например и , отвечают на критику либерального феминизма, рассуждают в понятиях рациональности, трансформируя это понятие, рассуждают о личной свободе и пытаются приспособить либеральный феминизм к сегодняшним реалиям.

Авторка очень знаменитой работы «Загадка женственности» разбирает феномен массовых депрессий, алкогольных и наркотических зависимостей Америки 1960-х годов. Эта депрессия была вызвана негласной политикой государства, направленной на возвращение традиционной роли женщины: женщине не нужно образование, женщина должна реализовываться в семье. Загадка была в том, что у женщин уже появилось право голоса и появилась независимость, но девушки чувствовали подавляющий дискурс, который говорил: «Мне это не нужно, лучше я посижу дома и буду ухаживать за мужем и детьми».

Если говорить о либеральном феминизме в России, то можно посмотреть на , которая не только оказывает юридическую помощь женщинам, но и, например, лоббирует интересы женщин в Государственной думе. Она и Оксана Пушкина сейчас занимаются законопроектом о домашнем насилии.

Литература

  • Women in Christ: Toward a New Feminism. Edited by Michele M. Schumacher. Cambridge, UK: Wm B. Eerdmans Publishing Co., 2004.
  • «Feminism is Not the Story of My Life» by Elizabeth Fox-Genovese
  • Every Woman’s Journey: Answering «Who Am I?» For the Feminine Heart by Katrina J. Zeno
  • God’s Call to Women: Messages of Wisdom and Inspiration, Edited by Christine Anne Mugridge. Ann Arbor: Servant Publications, 2003.
  • Essays on Woman by Edith Stein (Sister Teresa Benedicta of the Cross Discalced Carmelite). 2nd ed. Translated by Freda Mary Oben. Washington DC: Institute of Carmelite Studies Publications, 1996.
  • Wings & Dreams: 4 Elements of a New Feminism(Sophia Sirius Publishing) 2009. 1st Edition

Откуда ноги растут

Смелая идея, что женщина — тоже человек и вообще-то равна мужчине, высказывалась отдельными эпатажными личностями на протяжении всей истории. Однако официальным началом феминизма принято считать движение суфражисток (от французского suffrage — избирательное право), возникшее в середине XIX века. Центральным пунктом в манифесте дерзких барышень было прописано предоставление женщинам избирательных прав — в конституциях многих стран того времени были закреплены дискриминационные нормы. Подразумевалось, что природное предназначение женщины не дает ей возможности участвовать в политической жизни страны. Возможность избирать, быть избранной (а также, например, владеть собственностью) далась женщинам кровью, причем буквально: суфра­жисток арестовывали и бросали в тюрьмы, на что они часто отвечали голодовкой, подрывая здоровье и не щадя жизни. Первые активистки не дожили до триумфа своих идей: избирательное право женщины в США получили лишь в 1920 году, во Франции — в 1944-м, а в Швейцарии — в 1971-м. Хотя многим ­кажется, что оно у нас было ­всегда.

Феминизм «первой волны»

Во второй четверти XIX века требования феминисток в разных странах воплотились в единую общественную компанию и акцию. Поначалу приоритетным вопросом был доступ женщин к высшему образованию, а после и вопрос о законодательных реформах и праве голоса для женщин как средстве для обеспечения законодательных реформ.

В 1848 году в США, в городе Сенека Фолз (штат Нью-Йорк) участники Движения против рабства (68 женщин и 32 мужчины) подписали Декларацию позиций и резолюций, касавшуюся положения женщин. Декларация стала поворотным пунктом в истории американского и мирового феминизма.

Суфражизм

Основная статья: Суфражизм

С середины XIX века образованные женщины стали активнее участвовать в общественной жизни, требуя политического равноправия. Основным центром борьбы была Англия, отчего и взяла название от английского термина «суфражизм», что означает избирательное право и вошла в историю политического направления в феминизме.

В 1867 году в Манчестере было создано «Общество женского избирательного права» и члены начали издание «Женского суфражистского журнала». В 1868 общество было преобразовано в Национальную федерацию суфражистских обществ (НФСО), которая в течение года объединила более 5000 членов. НФСО старалась распространить идеи суфражизма в Уэльсе, Ирландии и Шотландии.

В Новой Зеландии женщины получили активное избирательное право (но не могли быть избранными) в 1893 году, а в Австралии в 1902 году женщины получили и активное, и пассивное избирательные права.

Однако в Англии принятие закона о праве женщин участвовать не только в местных, но и в парламентских выборах все откладывалось. Англичанки получили избирательное право ограниченно (только для замужних женщин) в 1918 году, а в полном объеме — в 1928 году.

В 20-е годы XX века в Европе и США феминистское движение первой волны, добившись, наряду с избирательными правами, принятия законов, разрешающих женщинам учиться в университетах и работать вне дома, посчитало свои задачи выполненными, и активность женских организаций пошла на спад.

Rejection of feminism

These events have all helped to bring feminism to mainstream attention.

So it is perhaps unexpected that the identity «feminist» has not gained more popularity among young women in the Western world.

In the UK there has been a small increase in the number of women who identify as such.

A 2018 YouGov poll found that 34% of women in the UK said «yes» when asked whether they were a feminist, up from 27% in 2013.

It’s a similar picture in Europe, with fewer than half of men and women polled in five countries agreeing they were a feminist. This ranged from 8% of respondents in Germany, to 40% in Sweden.

However, people do not appear to reject the term feminism because they are against gender equality or believe it has been achieved.

The same study found that eight out of 10 people said men and women should be treated equally in every way, with many agreeing sexism is still an issue.

This appears to represent a shift in attitudes over time.

A study of 27,000 people in the US found that two-thirds believed in gender equality in 2016, up from a quarter in 1977.

And in a 2017 UK poll, 8% said they agreed with traditional gender roles — that a man should earn money and a woman should stay at home — down from 43% in 1984.

If many believe gender equality is important, and still lacking, then why do relatively few people — including young women — identify as feminist?

It could be that they do not feel the term speaks to them.

The term feminist is less likely to appeal to working-class women, polls suggest.

What does it mean to be a feminist?

Image caption

Chimamanda Ngozi Adichie’s TED talk «We should all be feminists» has been viewed more than 6 million times

Almost one in three people from the top social grade ABC1 — those in managerial, administrative and professional occupations — called themselves a feminist in a 2018 poll. This compared with one in five from grades C2DE, which include manual workers, state pensioners, casual workers, and the unemployed.

But those from lower income backgrounds are just as likely to support equal rights. Eight out of 10 people from both groups agreed men and women should be equal in every way, when asked for a 2015 poll.

This may suggest lower income groups support the principle behind feminism, but aren’t keen on the word itself.

Race can also shape views of feminism.

Research into the views of US millennials found 12% of Hispanic women, 21% of African American women, 23% of Asian women and 26% of white women identify as a feminist.

Three-quarters of all the women polled said the feminist movement has done either «a lot» or «some» to improve the lives of white women.

However, just 60% said it had achieved much for women of other ethnicities — a sentiment shared by 46% of African American women.

Вторая волна феминизма

До 1990 года снова послышались возмущенные голоса, требующие законодательно закрепить имущественные права, конституционно обеспечить избирательное право. Но кроме благородных порывов, вдруг зазвучали тревожные ноты, в том числе о праве на аборт, свободных половых отношениях.

Результаты этих достижений не всегда положительны в долгосрочном периоде, и это хорошо видно в современном мире, где подорваны основы нравственности и подменены общечеловеческие ценности. Немалая доля этой “победы” принадлежит второй волне феминизма.

Сами того не подозревая, многие женщины превратились в убийц своих не рожденных детей, предпочли крепким семейным узам, шаткие отношения сожительства, позитивным эмоциям влюбленности до вступления в брак – сомнительную страсть к частой смене половых партнеров.

Безусловно, такая смена отношений и моральных устоев, не могла не сказаться отрицательно на душевном равновесии, здоровье женщин и в конечном счете негативно повлияла на государственную стабильность и политическую обстановку в мире.

Против всего плохого

С 1990-х выделяют третью волну. Современные феминистки считают, что необходимо изменить стереотипы о гендере. Условно: мальчики любят играть в солдатиков и одеваются в голубое; девочки — играть в куколок и носят розовые платья. Сегодня феминистки выступают против самых разных дискриминаций: расизма, сексизма, лукизма (по внешнему виду), эйблизма (по инвалидности), по сексуальной ориентации и др.

Пространство борьбы обширно. Вы же слышали, например, что всех раздражают авторки, режиссерки, докторши — женские формы привычных слов. Но почему-то никого не раздражают устоявшиеся журналистки, писательницы и начальницы. Известно, что против слова «поэтесса» выступали Ахматова и Цветаева. Но прижилось же, значит, зачем-то нужно

А спорят на деле не о суффиксах, а о чем-то более важном

В спорах о феминизме встречается аргумент, что в России перед законом все равны. В ноябре 2019 года было опубликовано исследование. Оказалось, что 79 процентов женщин, осужденных за убийство, защищались от нападения! Но в тюрягу отправились. Или давно ли на всех лавочках судачили о Диане Шурыгиной? Обвинение жертвы изнасилования в том, что она сама виновата, — общемировая проблема.

Современный феминизм — это по большому счету борьба за право каждого человека быть самим собой. Не подвергаться насмешкам и насилию за взгляды, поведение и внешний вид. Почему-то это понимается превратно. Мол, дадим свободу каждому фрику диктовать, как надо жить. Нет, это про жизнь, когда не травят тебя, но и ты никого не травишь. Всем мир. И немного женской силы.

Лента времени

  • 1840. Всемирный конгресс против рабства в Лондоне. Женская делегация из США заявляет, что женское неравенство — самая масштабная и скрытая форма рабства.
  • 1867. В Манчестере (Англия) создано «Общество женского избирательного права».
  • 1913. Эмили Дэвисон, воинствующая суфражистка, взрывает дом министра Дэвида Ллойда Джорджа.
  • 1893. Новая Зеландия дает женщинам избирательное право.
  • 1918. Движение за женскую эмансипацию в СССР. Александра Коллонтай — первая в истории женщина-министр.

Наша Александра Коллонтай — первая женщина-министр в мире. Фото: РИА «Новости»

  • 1949. Публикация книги Симоны де Бовуар «Второй пол».
  • 1960-е.  Вторая волна феминизма.

Симона Де Бовуар: «Самое трудное в любовных приключениях женщины — встретить мужчину, которого она считает равным и который не считает ее ниже себя». Фото: Getty Images

  • 1967. Писательница Валери Соланас издает «Манифест общества полного уничтожения мужчин», требует создать женское государство и уничтожить «дефективных» мужчин.
  • 1990-е. Третья волна феминизма.

Валери Соланас призывала уничтожать мужчин. И трижды выстрелила в художника Энди Уорхола. Фото: Getty Images

  • 2017. Актриса Алисса Милано запускает в Интернете хештег #MeToo (Я тоже): «Если бы все женщины, подвергшиеся сексуальному домогательству или нападению, написали «Я тоже» в своем статусе, мы могли бы дать людям понять масштабы этой проблемы».
  • 2018. Начало судебного процесса над сестрами Хачатурян, актуализация вопроса о семейном насилии в России.

Узнать больше

Британский фильм «Суфражистка» — об истории движения, фигурах Эммелин Панкхерст и Эмили Дэвисон. Фильм показывает жестокие условия начала ХХ века и насилие, с которым сталкиваются борцы за свободу. Главные роли исполнили Мерил Стрип, Хелена Бонэм-Картер и Кэри Маллиган.

Британский «бобби» задерживает на митинге Эммелин Панкхерст (1914 год). В 1999-м журнал «Тайм» включил Эммелин в сотню выдающихся людей ХХ века. Фото: Globallookpress.com

  • Сериал «Дрянь» — экранизация одноименного моноспектакля британской сценаристки Фиби Уоллер-Бридж. По сути, это «Секс в большом городе» на максималках. Не стесняясь в выражениях, Фиби рассказывает о жизни современной женщины. Остроумно и весело.
  • Книга Наоми Вульф «Миф о красоте. Стереотипы против женщин» — без заумствования рассказ о том, что общество называет «быть настоящей женщиной» и как это мешает жить полной жизнью.
  • «Свобода, равенство, сестринство» — комикс норвежек Марты Бреен и Йенни Юрдал. Легко, задорно и интересно дамы рассказывают о нелегких 150 годах феминизма.

У американки Сары Николь Лэндри 1 млн подписчиков в Instagram. Мать троих детей не стесняется показывать тело с растяжками и обвисшей кожей. Она призывает читателей не гнаться за стандартами красоты, а любить себя такой, какая есть. Фото: Facebook.com

Рождение феминизма

Начало XVIII века — период отступления от идеи гендерного равенства; особую популярность в это время получила идея культивирования женской «слабости» («слабый пол»). Но уже к середине XVIII века французские просветители способствовали возрождению феминистских идей: Вольтер писал о несправедливости женской доли; Монтескье — что женщина должна участвовать в общественной жизни; Гельвеций доказывал, что гражданская «непросвещенность женщин есть только следствие ее неполного и неправильного воспитания».

На протяжении всего XVIII века женщины европейских стран начали принимать активное участие в жизни общества. Большое количество женщин стали обладать экономической независимостью; светские дамы пытались вмешиваться в политику. Женщины просили признания их прав на гражданскую жизнь: образование, труд, уважение в семье и обществе.

В США первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс. Она вошла в историю знаменитой фразой:

Дореволюционное женское движение

Женское движение в России начало складываться в середине 1850-х годов в контексте социально-экономического и политического кризиса и сопутствовавшего ему общедемократического подъёма. В первые десятилетия своего развития российское женское движение занималось благотворительной и культурно-просветительской, а также социальной работой.

Под давлением женского движения правительство пошло на некоторые уступки ему: в частности, начав выделять средства на финансирование женского образования (См. также «Высшие женские курсы».) Общество также реагировало на деятельность женского движения, широко обсуждая «женский вопрос». Женскому движению удалось существенно повлиять на общественное мнение и добиться изменения системы ценностей, норм и ожиданий в отношении женщин, особенно в сфере женского труда, женского образования, семейно-брачного поведения женщин. Интеллигенция приняла идеи женского равноправия.

На рубеже 1880-х — 1890-х годов женское движение начало формировать новую, феминистскую идеологию и выдвинуло как свою новую основную цель достижение избирательного права для женщин. Этой цели движению удалось в полной мере достигнуть летом 1917 года, когда женское движение добилось от Временного правительства бесцензового избирательного права в органы власти всех уровней: от органов местного самоуправления до самого Учредительного собрания. Таким образом, женское движение в России оказалось крайне успешным: благодаря ему Россия стала одной из первых стран мира, предоставивших женщинам всю полноту избирательных прав.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector