Что такое гендер и какие о нем стереотипы?

Французский

Во французском всем существительным приписывается женский или мужской род. По странному совпадению носители этого языка, так же как и арабы, обращаясь к группе людей, обычно используют местоимения мужского рода — за исключением тех случаев, когда она состоит полностью из женщин. Подобное положение дел устраивает далеко не всех.

Некоторые считают, что в современном французском языке есть явления, дискриминирующие отдельные группы людей, и предлагают разные пути решения проблемы. Феминистки настаивают на том, что следует создать варианты слов женского рода для всех обозначений профессий. Другие активисты голосуют за введение специального знака — срединной точки — в конце существительных мужского рода, после которой шли бы окончания женского (musicien.ne.s). Наиболее радикальные сторонники языковых реформ уверены, что назрела необходимость в новом местоимении по типу английского they. Все эти варианты можно считать частью общественной кампании по созданию нового письма.

Французский издательский дом Hatier выпустил инклюзивный учебник для детей, который был основан на рекомендациях Высшего совета по гендерному равенству 2015 года, касающихся в том числе и языка. Консервативные СМИ тогда разразились гневными заголовками: «Феминизм: инклюзивное безумие», «Инклюзивность: производство идиот_ок» и т. д. Многие ученые выступили решительно против подобных лингвистических изобретений. Они утверждали, что дети в таком случае превращаются в лабораторных мышей. Даже министр образования подчеркнул, что язык не должен становиться инструментом для достижения чьих-то целей.

В чём различия между гендерным признаком и половым признаком?

Стоит выделить основные различия, которые имеются между двумя этими понятиями. В принципе, определения их довольно похожи. И гендерный и половой особенности обозначают отличительные особенности представителя определённого пола. При этом стоит уточнить, о каких особенностях идёт речь:

  • Половый признак обозначает именно физиологические характеристики пола. То есть, речь идёт о половых органах, о биологии, об изначально приобретённых половых признаках. В принципе, всё ясно и понятно.
  • Гендерный признак и само определение понятия «гендер» является более обширным и более сложным. Хоть «гендер» и «пол» часто путают и используют как взаимозаменяемые понятия, это является ошибкой. Гендер и гендерный признак также обозначает половые особенности, но не в физиологическом смысле.

Гендерный признак затрагивает признаки пола, касающиеся социального определения индивида. В теории социального конструктивизма, а также в гендерных исследованиях, понятия «пол» и «гендер» противопоставляются друг другу. В основе этого противопоставления лежит тезис о том, что различия между женщинами и мужчинами не имеют под собой биологического происхождения, а навязаны социальными структурами, для которых эти гендерные обозначения являются легитимными.

Гендер подразумевает разделение не по половым признакам, а по такому эфемерному принципу, как «природная сущность». То есть, за основу берётся не биологическая принадлежность к полу, а своё собственное осознание индивида. Его собственная ментальная принадлежность, его ощущение отношения к определённому полу и является определением его гендера.

Теория социального конструктивизма является теорией противоположной биологическому детерминизму, который предполагает принадлежность человека к полу, признаки которого у него были сформированы ещё в утробе матери. Социальный конструктивизм ставит под сомнение эту теорию гласит, что гендерные роли, половое разделение, не даются при рождении, а проявляются со временем. Если говорить уж совсем грубо, то социальный конструктивизм утверждает то, что женщинами или мужчинами не рождаются, а становятся.

Гендер и его признаки приобретаются индивидом не при рождении, а с течением времени. Каждый человек вправе сам решать к какому полу он относится и какие гендерные признаки ему ближе. Определение своего гендера зависит и от ощущений самого индивида, а также от социальных взаимоотношений.

Сознание общества определяет разность

Большая доля самоосознания человека опирается на уровень культуры социума и правила, которые в нем царят.

Некоторые личности “пропитаны” социальным поведением, которое характеризуется слишком резкими суждениями по поводу обязанности человека, исходя из его пола. Например, такие люди уверены в том, что мужчины имеют такие обязанности:

  • быть главным в семье;
  • зарабатывать много денег;
  • быть агрессивным и мужественным;
  • работать только на “мужских” работах;
  • быть фанатом спорта и рыбалки;
  • стремиться к максимальному карьерному росту.

Аналогичный перечень “обязанностей” есть и у женщин. Например, многие думают, что женщина обязана быть мягкой и уступчивой, работать только на “дамской” работе, выйти замуж, родить детей и посвящать им все оставшееся время.

Такое мышление приводит к конфликтам, опирающихся на гендер. Таким образом, кормящие женщины могут содержать всю семью, в то время как мужчина уходит в декрет. А мужчинам, чувствующим себя женщинами, приходится делать жертвы ради карьеры. Следовательно, оба случая приводят к тому, что у людей произошло несходство гендера.

Транс-Россия

В СССР транссексуализм считался «лживым буржуазным извращением», чужеродным для советской пролетарской культуры. При обращении за медицинской помощью транс-люди рисковали получить диагноз «шизофрения» и подвергнуться принудительному лечению в психоневрологическом диспансере. В то же время отдельные врачи занимались исследованием трансгендерности и некоторым транс-людям удавалось получить хирургическую коррекцию и добиться смены пола в документах. Например, в начале 1970-х в Риге Виктор Калнберз провел первую в мире полную операцию по хирургической смене пола с женского на мужской. Операция прошла успешно, а его пациент без затруднения сменил документы и, судя по всему, жил полноценной социальной и сексуальной жизнью. Тем не менее Калнберз получил выговор от министра здравоохранения за «потакание разврату».

Может быть интересно

После распада Советского Союза медицина стала более открытой для транс-людей. Но не намного. Как отмечает психиатр и сексолог Ирина Карагаполова, в российской медицине до сих пор распространено патологизирующее отношение к транс-людям, используются устаревшие и противоречащие международным конвенциям диагнозы и подходы, высок риск столкнуться со стигматизацией и дискриминацией при получении медицинских консультаций и услуг. Сохраняется риск диагностирования той же шизофрении. На деятельность врачей оказывают влияние расхожие стереотипы, ЛГБТ-фобные законы («запрет гомопропоганды»), наследие советской репрессивной психиатрии, общая маргинализация и табуированность подобных тем в обществе.

Объективация

Дословно — превращение в неодушевленный объект, «опредмечивание». Чаще всего в контексте гендерных вопросов говорят о сексуальной объективации женщин в обществе: это значит, что их принято приравнивать к вещи, предназначенной для удовлетворения половых потребностей мужчины. Сексуальный объект — это сумма симпатичных частей тела, а не полноценный человек со своим характером, интересами и мечтами.

Насколько объективация женщин распространенное явление, легко заметить по образам из поп-культуры и рекламы: почему супергероини и персонажи видеоигр носят обтягивающие костюмы и бронелифчики, тогда как их коллеги-мужчины почти не оголяются? Почему в рекламе недвижимости вы встретите слоган «Маленькая, зато своя» с намеком на женскую грудь, но никто из креативщиков не додумался до аналогичной шутки про член?

Потому что женщин объективируют куда чаще. Это плохо сказывается на положении женщин в обществе и угрожает их безопасности. Впрочем, это не значит, что объективации мужчин не существует. В современной культуре достаточно примеров того, что к мужскому телу тоже относятся как к сексуализированному объекту. Скажем, реклама туалетной воды чаще всего содержит изображение томного мускулистого красавца в нижнем белье, загорелого и молодого.

Какими бывают гендеры, и сколько их

В момент введения этого термина в обиход и понимания его смысла как социального пола, ответить на эти вопросы многие затруднялись.

Понятие «биологический пол» включало в себя мужчин и женщин. Понятие «социальный пол» рассматривало общественные, поведенческие, личностные и прочие признаки мужественности и женственности. Таким образом, еще в середине прошедшего столетия ответить на вопрос о том, сколько гендеров существует, было просто. Их два: мужской тип и женский. Разумеется, под понятием «тип» скрывался большой перечень качеств, характеризующих личность, определяющих индивидуальность и модель поведения в обществе.

Когда понимание термина стало шире, ответить четко и ясно на вопрос о количестве существующих гендеров стало практически невозможно. Сегодня единственно верным ответом на вопрос о том, сколько гендеров существует, является число социальных ролей людей в обществе. То есть гендер, воспринимаемый в качестве социальной роли, а не пола, стал величиной изменяемой.

Один и тот же человек может вмещать в себе несколько гендерных типов, что зависит от окружающей его реальности. Также это может зависеть от характера человека, который предопределяет его поведение и взаимодействие с социумом.

В определении того, какие гендеры бывают, сегодня за первичную основу берется социальное позиционирование себя человеком, а к этому присоединяется его биологическая принадлежность к конкретному полу. То есть описание гендера уже не связано с тем, о мужчине или же женщине идет речь. Оно связано только с социальным типом позиционирования.

На примере это выглядит так: человек активен, зарабатывает, содержит семью, диктует свою волю другим, является лидером. Это однозначно мужской гендерный вид

При этом биологическая принадлежность не берется во внимание. Но этот же человек в определенных обстоятельствах может сменить приоритеты, заняться домашним хозяйством и перестать быть лидером

Это женский вид. Человек может совмещать традиционные социальные роли, то есть проявления поведенческих и личностных свойств или первичные виды гендеров. Это уже будет смешанным типом или же их сменой под влиянием окружающего социума.

Таким образом, вопрос о том, какими бывают гендеры, имеет достаточно простой ответ. Они такие, какими бывают люди. То есть разнообразие типов социальных ролей людей определяет описание и количество гендеров. Не нужно забывать и об их взаимном проникновении, что значительно расширяет количество описаний, соответственно, и вариантов гендеров.

Пол — личное дело каждого?

На Западе гендерная идентичность все больше нивелируется: с 2004 года в Великобритании «Закон о признании пола» (Gender Recognition Act) позволяет менять не только паспорт, но и собственную метрику, если вдруг человек, сменив пол, хочет задним числом исправить ошибку природы в своих документах и скрыть сей факт от работодателей и прочих посторонних.

В Австралии уже разрешили в паспорте указывать третий вариант — не мужской и не женский, а неопределенный, обозначенный как «х». В Британии сейчас рассматривается схожее предложение.

Так может быть пол, как и сексуальная ориентация, — это личное дело каждого?

Вряд ли это возможно, полагает Ирина Костерина, поскольку наш пол определяют гениталии, гормоны и физическое наше тело.

«То, что убирают из паспорта пол – конечно, это уступка меньшинствам и попытка создать для них недискриминационную, скажем, среду, в которой человек, у которого есть проблемы с гендерной идентичностью, не будет себя чувствовать в уязвимой ситуации, переживать, что он должен прямо сейчас определиться и еще как бы «доказать», что ты выглядишь как женщина, а на самом деле мужчина», — полагает Ирина.

Что такое гендерная дисфория?

Если рассмотреть термин дисфория – это психическое состояние, противоположное эйфории. Человек в состоянии дисфории крайне раздражителен, агрессивно настроен по отношению к окружающим. Соответственно гендерная дисфория – состояние острого недовольства человека, не способного полностью принять свой гендерный статус. Так это описывают словари.

Если сказать проще – это состояние, когда тело восстает против мозга и против души. Это больше, чем психологическая проблема. Это болезненный внутренний конфликт, который не способны примирить психологи, психиатры, друзья, любимые и родственники. Это ощущение всегда находится внутри.

Существует ли равноправие?

Равенство подразумевает наличие одинаковых возможностей у обоих полов. Точнее оно определяет такие возможности, как:

  • доступ к любой сфере деятельности;
  • воспитание детей;
  • создание семьи;
  • доступ к политической деятельности.

Неравенство опирается на традиционное распределение обязанностей обоих полов в обществе. Однако в наше время женщинам открыт доступ к государственной деятельности, а мужчины могут занять нишу в сфере дизайна и культуре.

В наше время люди начинают понимать, что данные распределения не совсем верные и строят личную жизнь, исходя из собственных нужд.

Стандарты

Двойные стандарты также приводят к возникновению конфликтов. Например, для мужчин обилие сексуальных партнерш считается нормой, так как они приносят определенный опыт, который понадобится в будущих отношениях.

Гендерное равенство не вносит существенный вклад в историю человечества, а помогает индивидууму найти собственный жизненный путь и разобраться в себе.

Известные трансгендеры, сменившие пол

Актер, сыгравший трансвестита Джоржетту в киноленте «Последний поворот на Бруклин», вскоре после выхода фильма сменил пол и взял имя Алексис. В прошлом его звали Робертом Аркеттом.

Ярон Коэн, известный как Дана Интернэшнл, сменил пол в 1993 году и получил общее признание публики после победы в 1998 году на «Евровидении».

Филиппинка и манекенщица Джина Росеро смогла признаться в трансгендерности только в 2014 году. То, что она была до 17 лет мальчиком, Джина пыталась долгое время скрывать. Также модель Леа Ти, вышагивающая по подиуму в туфлях на высоком каблуке, родилась Леонардом с душой женщины.

Кэролайн Коси сменила мужской пол в возрасте семнадцати лет. Коси имела редкое заболевание — синдром Клайнфельтера, суть которого в аномалии развития половых хромосом. Кэролайн — одна из первых, кто позировал для журнала «Плейбой».

Как гендер связан с сексуальной ориентацией?

Гендер и сексуальная ориентация человека не связаны напрямую. Человек любого гендера может считать привлекательным любого другого человека. Как правило, для обозначения сексуальной ориентации используют два понятия: гетеросексуал и гомосексуал. Но в случае с гендерфлюид и другими небинарными гендерами эти понятия не работают. В таких случаях используют понятия гиносексуал или андросексуал. Гиносексуал — это представитель любого гендера, кого привлекают женщины. Андросексуал — это представитель любого гендера, кого привлекают мужчины. И самое главное, гендерфлюид — это не сексуальная ориентация.

Другие важные вопросы

Сколько сейчас в мире трансгендерных людей? Их можно посчитать?

Точного ответа нет. По оценкам программы ООН по ВИЧ/СПИД UNAIDS, трансгендерные люди могут составлять 0,1–1,1% от взрослого населения. Чтобы лучше понимать масштаб: в 2017 году, по данным исследовательской компании Gallup, 4,5% американцев считали, что принадлежат к ЛГБТ-сообществу. В 2018-м в Великобритании, согласно ежегодному опросу населения (Annual Population Survey), 2,2% жителей страны считали себя лесбиянками, геями или бисексуалами.

Медицина и биология пока не знают точного ответа, хотя разрозненные исследования предлагают возможные объяснения трансгендерности. С одной стороны, формирование пола в утробе матери происходит в : половые гормоны влияют на мозг и гениталии в разное время, и в этих процессах может произойти сбой. С другой стороны, есть ряд близнецовых исследований, показывающих, что склонность к трансгендерности у однояйцевых близнецов выше. Но пока не найдено ни одного «гена трансгендерности».

Современные ученые склоняются к тому, что даже если у человека и могут быть некоторые биологические предрасположенности к трансгендерности, на ее появление влияет масса сложных факторов, в том числе и социальных. Ни исследования мозга, ни изучение генов и гормонов пока не дают однозначного ответа. Поэтому ни о какой «профилактике», а тем более «лечении» (как и в случае с гомосексуальностью, которая не является болезнью) речи быть не может.

Трансгендерность как-то связана с сексуальной ориентацией?

Нет, у трансгендерных людей может быть любая ориентация. Другое дело, что после перехода меняется само название ориентации. Например, если трансженщине всегда нравились женщины, то до перехода она воспринималась обществом как гетеросексуальный мужчина, а после будет считаться лесбиянкой. При этом часто в процессе и после перехода транслюди начинают отходить от бинарной гендерной системы и уже не готовы называть себя какими-то четкими определениями. Конечно, сексуальная ориентация может меняться, но это происходит и с цисгендерными людьми.

Потому же, почему и другие отличающиеся чем-то люди. Степень принятия обществом транслюдей напрямую зависит от степени развития и толерантности этого общества в целом.

Что касается «даже феминисток», то тут своя специфика. Есть ответвление феминизма второй волны, которое так и называется: трансэксклюзивный радикальный феминизм (TERF). Если коротко, его сторонницы считают, что трансженщины посягают на женские тела и вторгаются в типично женские пространства, не имея на то права, потому что не обладают настоящим «женским» опытом.

При этом феминизм третьей волны в основном включает в себя новые угнетенные группы — в частности, есть отдельное направление трансфеминизм, которое борется за права трансженщин.

Не во всех культурах принято строгое разделение на мужчин и женщин. В том же Таиланде, помимо мужского и женского, традиционно выделяли третий пол — катой (kathoey). исследователь гендера и сексуальных идентичностей в Таиланде Питер Джексон, слово «катой» изначально распространялось на интерсекс-людей, но со временем так стали называть и трансгендерных женщин и гомосексуальных мужчин (иногда в оскорбительном ключе). В буддизме, в отличие от христианства, нет единого мнения о трансгендерности и гомосексуальности. Хотя в 1980 годах, как пишет Джексон, все чаще звучали голоса против гомосексуальных людей из-за начавшейся эпидемии ВИЧ.

Также широко известны «люди с двумя душами» — индейцы, которые могли выглядеть, вести себя и заниматься сексом вовсе не так, как этого ожидали колонизаторы-европейцы от мужчин и женщин. Сейчас концепция «двух душ» популярна среди ЛГБТ-людей из коренных народов США.

Познакомьтесь с ЛГБТ-культурой

  • Рига 1920-х — важнейший центр ЛГБТ- и травести-культуры «Медуза» рассказывает о рижской гей-культуре, а также публикует первый в истории балтийской прессы рассказ о гомосексуальной любви
  • Квир-фантастика Как космические саги и антиутопии становятся политическими заявлениями ЛГБТ-активистов
  • «Людям некомфортно, когда моя черная задница выходит на красную дорожку в платье» Кто такой Билли Портер — актер, открытый гей и самый яркий гость голливудских церемоний
  • «Услышал, как меня обзывают этим словом, и мне стало весело» Бьюти-блогер Андрей Петров стал первым русским гей-рэпером — записал клип «Pidor» и сразу набрал миллион просмотров. Мы с ним поговорили

Мария Бобылева, корреспондент издания «Такие дела»

  • Напишите нам

Примечания

  1. Rosenblum, Darren. ‘Trapped’ in Sing-Sing: Transgendered Prisoners Caught in the Gender Binarism (англ.) // Michigan Journal of Gender & Law. — 2000. — No. 6.
  2. Claudia Card. Adventures in Lesbian Philosophy (англ.). — Retrieved 18 September 2012. — , 1994. — P. p. 127. — ISBN 978-0-253-20899-6.
  3. Marjorie Garber. Vested Interests: Cross-dressing and Cultural Anxiety (англ.) // Psychology Press. — 25 November 1997. — P. 2, 10, 14—16, 47. — ISBN 978-0-415-91951-7.
  4. Anne Keating. . www.glbtq.com. glbtq: An Encyclopedia of Gay, Lesbian, Bisexual, Transgender, and Queer Culture. Дата обращения 2 апреля 2015.
  5. ↑ Nanda, Serena. Neither Man nor Woman: the Hijras of India. Belmont, CA: Wadsworth Pub., 1990.
  6. Nestle, J. Howell, C., Wilchins, R.A. GenderQueer: Voices from Beyond the Sexual Binary (англ.). — Alyson Books, 2002. — P. 297. — ISBN 978-1555837303.
  7. Lorber, Judith. Believing is Seeing: Biology as Ideology. (англ.) // The Gendered Society Reader. — Oxford University Press, 2011. — P. 11—18.
  8. Johnson, Allan. The Gender Knot: Unraveling Our Patriarchal Legacy. Philadelphia, PA: Temple University Press, 2005.
  9. Bacigalupo, Ana Mariella. «Mapuche Shamanic Bodies and the Chilean State: Polemic Gendered Representation and Indigenous Responses». Violence and the Body: Race, Gender, and the State. Ed. A.J. Aldama. Bloomington Indiana: Indiana University Press (англ.)русск.. 2003. 322—343.

Другие гендерные системы

См. также: Третий гендер и Гендерквир

На протяжении истории человечества существовало множество обществ, в которых гендерная система включала более чем два гендера. Например, гендерные системы многих коренных народов Северной Америки включали три или четыре гендера. У многих из этих народов существовало и существует до сих пор понятие «человек с двумя душами» (в терминологии западных антропологов — бердаши). К этой категории традиционно относятся гендерно-вариативные люди, которые пользуются в своих культурах уважением и признанием, а иногда выполняют особые роли в религиозных ритуалах. Небинарные или не строго бинарные гендерные системы также существуют в различных культурах Южной Америки, Азии (в частности хиджра в Индии, катой в Таиланде) и Африки. Как отмечают исследователи, во многих культурах, где сейчас господствует бинарная система, её утверждение и подавление традиционного гендерного разнообразия связано с западной колонизацией.

Гендерные роли и ожидания

Возможно, концепция гендера как таковая в чем-то изживает себя, соглашается Ирина Костерина, координатор программы «Гендерная демократия» фонда Генриха Бёлля.

К тому же в русском языке слово «гендер» используется мало, оставаясь сугубо научным термином. Но само понятие «гендерная идентичность» вбирает в себя слишком много разных аспектов, чтобы можно было его просто так сбросить со счетов.

«У кого-то гендерная идентичность будет связана с возрастной идентичностью, у кого-то — с представлением о своем теле, своей внешности, сексуальности; у кого-то гендерная идентичность подразумевает определенные черты личности, например, представление о настоящем мужчине. То есть, ее нет как общей характеристики», — говорит Ирина Костерина.

Пол, сексуальная ориентация и гендерная идентичность — где эти понятия сходятся, а где расходятся?

Специалисты говорят, что на протяжении всего ХХ века происходили и продолжают происходить в XXI веке колоссальные культурные и социальные колебания в понимании того, какими роли мужчины и женщины должны быть.

Что такое — быть настоящим мужчиной? Представление об этом разнится от страны к стране и даже внутри российских регионов.

«Сибирские мужчины будут думать одно , что такое настоящий мужчина, кавказские — другое, московские мужчины – совершенно третье, и это все как раз и есть гендерная идентичность: это представление о себе и то поведение, которое мужчина реализует и ожидает от других мужчин», — поясняет Ирина Костерина.

В России, как полагает доцент кафедры нейро- и патопсихологии МГУ Сергей Ениколопов, гендерная идентичность гораздо более выраженная, что привело к проявлениям агрессивной маскулинности, с одной стороны, и к чрезмерному выпячиванию женских достоинств, с другой.

«Как только в роддоме кого-то засовывают в голубой пакетик, а кого-то в розовый, то начинается гендерная социализация. Поэтому мальчикам дарят ружья, девочкам — куклы, и в традиционной системе воспитания еще и добавляют девочке, которая очень активна: «Ты не мальчик, ты девочка», а мальчику говорят: «Ты не должен плакать, ты мальчик», и так они и растут. Потому очень много людей у нас не понимало, в чем же проблема гендера?», — говорит психолог.

Общественное мнение

Буквально совсем недавно трансгендеры, как и любые другие категории людей, имеющих необычные наклонности, воспринимались социумом как отклонение от нормы. Сейчас же все больше мнений о том, что все имеет право на жизнь. Одна группа людей склонна к сопереживанию подобного типа людям, вторая поддерживает решение к преобразованию в то начало, которое больше по душе трансгендеру. Но, конечно, остаются и те, которые считают, что такие люди просто распущены или имеют психологические отклонения.

Несмотря на это, те знаменитые трансгендеры, которые перенесли переход от одного пола к другому, ведут успешный образ жизни. Многие заняли места на поприще модельного бизнеса. Некоторые имеют успехи в области спорта, кинематографа, политики. При этом успех, пришедший к этим людям, довольно высок.

Немецкий

В немецком новые местоимения рождаются в муках. Почти все части речи должны согласовываться в роде — мужском, женском или среднем. Последний по отношению к людям используется редко (самый известный пример — das Mädchen / das Kind, «девочка/ребенок»), поэтому не может стать полноценным решением для небинарного сообщества.

Однако немецкоговорящие люди довольно часто изобретают новые слова. Так, некоторые заменяют привычные термины гендерно-нейтральными существительными. В нескольких университетах прежнее обращение studierende («обучающиеся») вытесняется Studenten («студенты»).

В 2019 году Ганновер стал первым немецким городом, который официально рекомендовал использование гендерно-нейтральных местоимений и существительных в официальном общении.

Эволюция понятия гендер.

Гендерная идентичность волновала людей всегда, но предметом научных исследования стала относительно недавно. Первооткрывателем термина считается американский сексолог, психоаналитик Роберт Столлер. В 1958 году он опубликовал книгу «Sex and Gender», где предложил развести биологические и культурные исследования, связанные с полом. Но широкое распространение понятие получило в 1970-х благодаря новой волне движения феминизма.

В 1980-х годах в науке истории женщин сформировалось новое направление – гендерная история. Но в отличие от феминистской теории она стремилась предоставить целостную картинку отношения полов. До этого принято было считать, что биологический пол определяет физиологические, анатомические, а также психолого-поведенческие отличия. Главная идея гендерной истории в том, что она заменяет биологическую принадлежность по принципу «пол-род» на социально-культурную по принципу «пол-секс».

В течение трех последних десятилетий концепция гендерного равенства стала популярной во всем мире – легла в основу множества национальных законов и международных документов. Равноправная гендерная роль подразумевает одинаковые права и обязанности людей во всех областях жизни: образовании, работе и карьере, создании семьи и воспитании детей.

Отношение религии к гендерной психологии сегодня неоднозначно. С одной стороны большинство религиозных учений базируются на том, что спасение положено каждому искренне верующему человеку. Но с другой стороны религиозные постулаты создавались во времена, когда женщины были отстранены от общественно-социальной жизни. Консервативные нормы и сегодня приводят к критике гендерной идеологии.

Заки — 24 года. Инженер-технолог

Я родился в Уфе и с детства был на сцене: участвовал в конкурсе чтецов, был ведущим, потом начал петь. Я всегда ощущал, что я какой-то другой. Играл в куклы Барби, мне нравилось их одевать. Я комплексовал, поэтому старался слиться со сверстниками, но все равно всегда выделялся.

По образованию я инженер-технолог, но не общался с одногруппниками: у нас были абсолютно разные интересы. Изменения начались на втором-третьем курсе. Я еще не был похож на девушку — просто становился красивее. Отрастил волосы, изменил стиль, но все равно одевался только в мужскую одежду. Дома часто стоял перед зеркалом и внушал себе, что я красивый. Это помогло мне избавиться от комплексов.

Какого-то переломного момента не было — я переехал в Москву, выглядя все еще так же, как в Уфе. Минимум косметики: пудра, румяна. Я просто скрывал несовершенства своей кожи. Стал танцевать гоу-гоу в клубе. На работе меня красили визажисты, делали прически, подчеркивали некоторые черты лица. Я видел, в чем мои плюсы и минусы, запоминал и повторял это дома. Я становился более женственным.

Я был мальчиком, который танцует в бикини, на каблуках и накрашенный, и этот эпатажный образ привлекал к себе внимание. Как раз в это время стали популярны модели-андрогины, но я не стремился встроиться в какую-то тенденцию — просто подстроил внешность под свои внутренние ощущения

Сейчас я покупаю и мужскую, и женскую одежду. Придумываю образы в голове и ищу те вещи, которые мне нужны.

У меня очень понимающие родители. Они видели, как я развиваюсь и расту, что у всего, что я делаю, есть веские причины. Скандалов по этому поводу в нашем доме не было никогда. Бывает, что родственники высказывают недовольство, но моя мама быстро пресекает подобные разговоры.

Женоподобные мальчики всегда сталкиваются с агрессией, но из-за того, что я сейчас максимально похож на девушку, у меня не возникает проблем. Правда, в общественных местах или с незнакомыми людьми я стараюсь избегать глаголов, выдающих мой пол (я говорю о себе в мужском роде). Когда молодые люди со мной знакомятся, я общаюсь с ними, даю привыкнуть к себе. К концу дня я признаюсь, что мужчина. Конечно, сначала это ступор, потом переосмысление, анализ. Чаще мы продолжаем общение — либо остаемся друзьями, либо это переходит во что-то большее.

Отношения с девушками у меня были в школе, и у меня не было никаких сомнений в своей ориентации, пока я не встретил своего первого парня. Но и тогда я себя считал бисексуалом. Последние мои отношения закончились полгода назад. Он познакомился со мной как с девушкой, и уже позже ему сказали, что я мальчик. Но он продолжил общение, и это переросло в отношения. Вообще, все мои молодые люди — натуралы. Я всегда был у них первым и, думаю, последним.

Я не знаю, каким я буду через пять лет. Мне немного страшно, и я не хочу об этом думать. Пока что я могу себе позволить выглядеть так

Если я захочу жениться и завести семью, мне важно, чтобы у моих детей были полноценные мама и папа. Для этого я должен встретить женщину, которая вызовет у меня чувства

Однополую семью для себя я не приемлю, потому что на усыновление не готов. Ребенок должен быть моим родным. Кроме того, в нашей стране пойти по другому пути и создать однополую семью сейчас невозможно. Я не хочу, чтобы над моим ребенком издевались одноклассники и тыкали в него пальцем. Но пока я не чувствую, что готов измениться настолько, чтобы меня называли папой.

Мысли о том, чтобы сменить пол, у меня тоже не было. Мне предлагали сделать маммопластику, операцию по смене пола, даже все это мне оплатить. Но это буду уже не я, и потом назад пути не будет. Я осознаю, что родился мальчиком, и сколько бы операций ни делать, я не стану полноценной девочкой. Моя индивидуальность в том, что, будучи мужчиной, я выгляжу лучше некоторых женщин.

Традиционная семья и половые роли

Большинство современных семей придерживаются традиционной модели, в которой мужчина занимается финансовым обеспечением семьи, а женщина — воспитанием детей. Такая модель семьи приводит к социальной изоляции женщин, невозможности нормальной самореализации, дискриминации, созданию предпосылок для семейного насилия.

Современные психологи полагают, что традиционная модель семьи является устаревшей и в скором времени будет преобразована в более актуальную. Они представляют различные модели семьи, в которых обязанности «добытчика» и «домохозяйки» делятся поровну, становятся сменными, полностью исключаются. Это позволит эффективнее распределять личное время мужа и жены, позволить им реализоваться как профессионалам и родителям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector