Краткая история модных показов
Содержание:
V век
Европа захвачена варварами. Они одеты в облегающие туники и штаны брэ, шлемы и кольчуги, поскольку хорошо умели обрабатывать металл.
В это же время в Византию из Китая возвращаются два монаха ордена Святого Василия. Пользуясь одеянием святых, чтобы избежать обысков на таможнях, они проносят в своих обманных посохах коконы шелковичных червей. Тех самых, что прядут шелк…
Шёлк меняет внешний вид костюма. Эта нежная ткань слишком дорогая, чтобы использовать её на драпировки. Одежду приходится уменьшить в объёмах. Зато материал для неё все больше украшают.
Византийский костюм отличает особая роскошь. Античная тога превратилась в плащ из золотой ткани, который надевают поверх туник, расшитых узорами и жемчугом. У женщин длинная вуаль покрывает голову, в прическах используются драгоценности. Узкие мужские брюки украшены россыпью цветов.
Готы, германцы, бургунды не знают себе равных в искусстве украшения металла чеканкой, эмалями и инкрустациями.
До нашей эры
Каменный век
В Европе надолго похолодало: прошли времена господства мягкого тропического климата, когда люди думали скорее об украшениях, чем об одежде.
Слонов, носорогов и бегемотов сменили северные олени, медведи и львы, чей мех и шкуры, сшитые с помощью сухожилий и волос, успешно играют роль теплой одежды: звериные лапы стали бретелями, а спинки с хвостами — юбками. Мужчины одевались скромней женщин, у одежды мужчин не было бретелек — они перевязывали шкуры животных через правое плечо.
Украшениями служат клыки и кости животных, камни, янтарь.
Бронзовый век
- 2900 до н. э.
Шумеры в Месопотамии не носили шкуры животных на плечах. Они оборачивали их вокруг пояса наподобие юбки. До Средневековья оставалось популярным конаке из козьего или овечьего руна с длинной шерстью, а потом из ткани, имитирующей их.
В Вавилоне одевались в длинные шерстяные шали, часто поверх туник — рубах с короткими рукавами. Такой ансамбль заканчивался бахромой и был разноцветным, но самым любимым был красный цвет.
Мужчины завивали бороды и волосы на голове так, что они выглядели искусственными.
- 2000 до н. э.
Одежда разделяется на драпировки — ткани, которые оборачивают вокруг тела и закрепляют пряжками и поясами, и сшитые вещи, скроенные по форме туловища, рук, ног.
Кочующие всадники монгольских степей носили шитую одежду. Египтяне, как и все народы Средиземноморья, носили драпировки. Использовали главным образом льняные ткани натурального белого цвета. Египетская религия считала шерсть, ткань животного происхождения, материалом порочным.
Нефертити заворачивалась в хаик — большое прозрачное царское покрывало. Её муж, фараон Эхнатон, носил, как и все мужчины-египтяне, традиционную набедренную повязку — хенти.
- 1500 до н. э.
Драпировки из льна в мелкую складочку прохладны и прозрачны. У женщин на головах парики из волос, которые длиннее их собственных, а поверх — легкие венцы, сплетенные из золотых нитей. Танцовщицы и рабыни носили одни пояса — низшему сословию доступна лишь нагота.
Мужские головы чаще всего бритые; парики надевались только по праздничным дням.
Египтяне — страстные поклонники белого цвета, который не очень ценят их соседи: ливийцы, сирийцы, финикийцы, евреи — их туники и шали расшиты или раскрашены во все цвета радуги.
3500 лет назад в Греции в Эгейском море господствовали торговцы с Крита. На этом острове все было не так, как в других местах: женщины не сидели дома, а принимали участие в общественной жизни. Их костюм тоже был необычен. Они единственные в Средиземноморье носили скроенную и сшитую одежду. Очень узкий корсаж тесно сжимал талию и приподнимал грудь, чаще всего обнаженную, над пышной юбкой с большими воланами.
Внешний вид мужчин был проще: две-три набедренные повязки, наложенные друг на друга. Как и женщины, мужчины Крита любили завитые волосы, ленты и большие шляпы.
Железный век
- 800 до н. э.
Греки носили прямоугольные куски шерстяной или льняной ткани, закрепляя их на плечах двумя застежками-фибулами, а на поясе — ремнем.
Женщины заворачивались в пеплос — отрез плотной ткани два метра длиной и полтора шириной. Хитоны — одеяния, меньшие по размеру и более лёгкие, сшиты в форме труб. Хитоны до колен служили для юношей нижней рубашкой. Надеваемый сверху короткий плащ, который застегивали пряжкой на одном плече, назывался хламида. Другой вид плаща — гиматий — мог служить и ночным покрывалом.
Часто мужчины и женщины носили одинаковую одежду. Так, опальный Фокион настолько обнищал, что не мог выйти из дома вместе с женой, потому что у них был единственный костюм на двоих.
- 753 до н. э.
Ромула и Рема, основателей Рима, ещё только вскармливала их приемная мать-волчица, а этруски уже переделали греческий плащ, выкраивая его в форме вытянутого полукруга. Это — будущая римская тога. Очень большая — до семи метров, — она была так тяжела, что требовалась помощь, чтобы в неё задрапироваться. Закон гласил: должностные лица носят тоги белого цвета, полководцы-победители — пурпурные или золотые. Женщины выбирали сами.
Костюм
Костюм — это гармоничный ансамбль, представляющий собой систему элементов, предназначенных не только защитить человека от воздействий среды, но и выявить его индивидуальность с помощью информационно-эстетических свойств. Костюм несет в себе образ, идею. Он говорит об уровне развития художественного вкуса своего хозяина, его психологии, материальных возможностях и даже о его внутреннем состоянии в определенные моменты. Костюм включает в себя все то, что надето на человеке одновременно: платье (в широком смысле этого слова), обувь, аксессуары (головной убор, пояс и т.д.), а также прическу, макияж и украшения. Только в том случае, когда все это подобрано в соответствии с законами композиции и правилами гармонизации, мы можем говорить о костюме как о гармоничном, образно решенном ансамбле. Понятно, что не каждый человек (индивидуум) обладает знаниями законов композиции, но тем не менее развитый художественный вкус и интуиция часто подсказывают человеку, как и что на себя надеть.
Описание мужского костюма
Если помните из литературы и истории, представители сильного пола отличались особым пристрастием к красивым нарядам и ничем не уступали в этом дамам. Обязательной принадлежностью мужского европейского костюма 18 века была кристально белая рубашка, изготовленная из тонкого полотна. У нее были пышные рукава с кружевными манжетами и с разрезом. Спереди ее украшало жабо — кружевные оборки. В качестве куртки надевали весту. Она была узкой, распашной и изготавливалась из яркой шелковой ткани, имела длинные рукава, скрепленные по локтевому шву в нескольких местах. Как правило, веста покрывалась вышивкой. Застежки располагались от линии талии до середины груди так, чтобы не скрывать жабо. Позже она стала безрукавкой, а спинку стали создавать из другой ткани – полотна – и она стала называться «вестон» или «жилет», а по ту сторону Ла-Манша — «вескоут».
Время, которое можно считать рождением моды
Мода не всегда была неотъемлемой частью жизни людей. Одежда первых представителей человечества была из шкуры животных и имела единственную задачу – согреть и помочь выжить. Маловероятно, что в суровые времена наши первобытные предки думали о том, какая шкура более красивая и выглядит престижней.
При появлении крупных цивилизаций, одежда была абсолютно разных стилей. Различные костюмы, всяческие украшения были довольно привлекательными и очень разнообразными, но какого-то единого стиля не было, у каждого народа был индивидуальный подход к своим нарядам. У представителей разных частей света в одежде не было практически ничего одинакового, а другие чужеземные наряды были для них однозначно странными и дикими.
О появлении моды в более современном её понимании можно говорить, начиная с 14 века, а её родиной является Франция, Париж. С этих времен в европейских странах, благородные женщины создавали для себя особо экстравагантные высокие головные уборы. Такая шляпа представляла собой особые конструкции из ткани, к которым прикрепляли шпильками конусы. Этот головной убор называется «шляпа с рогами».
Несколько моделей платьев
Нижние наряды назывались «фрепон», а верхние — «модест». У первых подолы имели богатую отделку в виде вышивки, верхняя же часть, лиф, была очень узкой, поскольку под нее надевался корсет с крючками и шнурками. Модест был распашным от талии. По краю разреза выполнялась вышивка невероятной красоты, его лиф скреплялся в грудной части несколькими бантами или шнуровкой. В эту эпоху было принято носить глубокие декольте в виде каре, украшенные кружевами. Рукав пришивался к плечевой линии и также был отделан пышными кружевами. На шею повязывалась воздушная косынка.
Еще одной моделью платья того периода был контуш. Это широкий, неотрезной в талии длинный наряд со складками Ватто на спине. Его носили без пояса, а под низ надевали юбку на каркасе. Контуш был двух видов – распашной, который скреплялся на груди лентами, или цельный, без разреза. Для изготовления этих платьев использовались шелковые, атласные или полушелковые ткани, а иногда и бархат. Расцветка могла быть самой разной. С середины 18-го века длина значительно укоротилась, их стали носить только в домашней обстановке. А на улицу их надевали только представительницы низших сословий. Дамы облачались в светлые шелковые чулки, вышитые золотом или серебром.
XVII век
- 1630-е
Европейские страны борются за превосходство. Испания и Италия теряют своё влияние. Законодательницей моды становится Франция.
Пуританки в Англии носят поверх головного убора большие черные шляпы — в таких прибыли в Америку первые колонисты.
Лорд Денбиг привез из Индии пижаму: длинные «штаны моголов» под свободно-развевающейся курткой.
Некоторые, как голландцы, остаются верны фрезам, высоким, как мельничные жернова, — позже таких огромных не будет никогда. Но мода, как искусство, и научные идеи Великого века — эпохи Людовика XIV, — меняется быстро и часто.
Фартингейлы пропали, женщины вернулись к естественным линиям. Лицо обрамляют чёлки. Надевают одно за другим сразу три платья: скромное с рукавами, украшенными лентами, лукавое, а под ним — секретное.
На голове у мужчин — фетровая шляпа с перьями. Плащи они носят, набросив на одно плечо. Фрезы забыты, им предпочитают жесткие затянутые воротники. Сапоги делают с широкими отворотами, а туфли прикрывают розеткой из лент.
— испанцы только что сменили дамские вердугадо на гардинфанты, более вытянутые в ширину, но все ещё жесткие. И уже открывают для себя в Версале новую моду, представляемую молодым королём Людовиком XIV. Ленты соперничают с перьями и кружевами в экстравагантных нарядах. Пурпуэн превратился в брассьер, из-под которого наружу топорщатся кружева — жабо воротника и манжеты сорочки. Самым удивительным предметом стали рингравы, короткие и широкие брюки-юбка с обилием кружевных воланов-канонов. Плоские шляпы покрыты страусовыми перьями; обувь на красном каблуке и с бантом.
С тех пор, как мадемуазель Фонтанж, фаворитка короля, подвязала свои волосы бантом, беспорядочные локоны больше не носят — все они должны быть высоко подняты. Дамы, чьи прически открывают уши, — бесстыдницы, потому что дают повод для плутовских речей. Модные и у мужчин, и у женщин бархатные мушки, смотря по тому, где они наклеены, могут означать возвышенную или низменную страсть. Самые красивые мушки покупают в «Жемчужине мушек» на улице Сен-Дени.
В конце XVII века рингравы исчезли, а камзол сменили полукафтаны-жюстокоры. У них есть карманы. Галстук «а-ля Штейнкерк» имеет вид шарфа, продетого одним концом в петлицу. Мужчины вместо париков с отброшенными на спину волосами носят другие, очень высокие — «биннеты», названные так по имени их творца Бине.
Новые модные предметы для дам — маленькая муфта, перевязанная лентой, и менее жесткие корсеты-гургандины. Украшением общества становятся острословы и весельчаки.
Открылся салон моды мадам де Мосмеле.
Мода
Мода — совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определенной среде в определенное, обычно недолгое время. Стремление подражать и подражание — это предпосылка моды. В переводе с французского «мода» означает «образ», «мера», «правило». В широком смысле мода — это кратковременное господство определенных вкусов в обществе, в том числе в манере одеваться. Некоторые теоретики моды считают, что она зародилась в момент появления первых журналов мод. Однако альбомы с рисунками и куклы Пандоры с модными нарядами существовали и ранее. Считается все-таки, что мода зародилась в позднеготический период при бургундском дворе. Частая смена силуэтов, форм, цвета в одежде, обуви и прическах бургундской знати поражает воображение. Именно при бургундском дворе появились такие одежды (сверхузкие штаны и куртки, длинноносая, клювообразная обувь), которые, казалось, невозможно было носить, но которые хотели носить и носили все.
Бургундские придворные костюмы. Первая четверть 15-го века
источник — История костюма. Стили и направления. Под ред. Э. Б. Плаксинойиллюстрация из книги немецких авторов Луиса Брауна и Вильгельма фон Дица «Об истории костюма» (Louis Braun, Wilhelm von Diez «Zur Geschichte der Kostüme»).
Библиография
- Васильев А. История моды. Выпуск 2. Костюмы «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Изд-во: Этерна, 2006. 64 стр.
- Васильев А. История моды. Выпуск 4. Звезды мирового кино. — Изд-во: Этерна, 2006. 64 стр.
- Ермилова Д. Ю. История домов моды. Серия: Высшее образование. Изд-во: Академия, 2004. 288 стр.
- Такер Э. История моды. Серия: Культура. Открытие. Изд-ва: АСТ, Астрель, 2003. 144 стр.
- Акико Фукаи, Тамами Суо, Мики Ивагами, Рэйко Кога, Ри Нии, Джунко Нишьяма. Мода XVIII—XX вв. Киотский институт костюма. — Изд-во: «АСТ», «Астрель», «ОГИЗ», 2009. — 192 с. — ISBN 978-5-17-050501-2, 978-5-271-19119-0, 978-3-8228-3857-0
- Мода XX века. Коллекция Института Киото. — Изд-во: «Арт-родник», 2013. — 352 с. — ISBN 978-5-404-00266-9
XVI век
Иллюстрация 1520 года из «Книги нарядов» М. Шварца, одной из первых книг о моде
1520-е
Во Франции и в одежде мужчин приняты вырезы-декольте. Пышные рукава камзолов и догалинов делают с разрезами. Нижняя часть шоссов стала длинными чулками из шелковых трико. Верхняя — короткими штанами с выпуклым гульфиком.
Появляется обувь с широким квадратным носком — «медвежья лапа».
В эпоху Ренессанса парфюм надолго заменил чистоту. Недобрая слава общественных бань и строгие предписания церковной Реформации убили средневековую привычку к частому мытью.
1540-е
После битвы при Павии (1525) победа досталась испанской чопорности. Конец декольте — теперь наглухо застегнутые робы с высоким воротником и подкладными плечами имеют жесткую форму пирамид. Преобладают чёрный и золотой цвета. Мужчины носят шпаги на боку.
Исключением остается Венеция, избежавшая испанского влияния. Тут дамы ходят на подпорках, которые увеличивают их рост на 30 сантиметров. Самые смелые надевают под юбку для пышности штанишки-кальсоны. Добиваясь белокурого цвета своих шевелюр, венецианки носят шляпы без донышка: волосы светлеют, выгорая на солнце.
1580-е
У королевы Елизаветы Английской 6000 платьев и 60 париков. Она любит накрахмаленные воротники.
А дамы при дворе Генриха III носят вертюгали с подложенными под юбки валиками (по англ. — фартингейлы). У мужчин подкладку камзолов-пансеронов набивают паклей или губкой для защиты от покушений, а ворот украшают гофрированными воротниками-фрезами. Носят очень короткие штаны-кюлоты.
Первый модельер
Профессия художника, который создает костюмы, появилась в 1820 году. Эту дату современные историки моды считают годом появления моды официальной. Потребность в художнике по костюму появилась в Англии, когда швейная промышленность достигла таких внушительных размеров, что понадобился такой специалист.
Первым модельером был Чарльз Фредерик Ворт. Он работал в Великобритании, но решил, что достоин большего, и отправился в Париж в 1845 году. Во Франции он пять лет работает в фирме, которая шьет и продает готовые наряды. Приобретя некоторый опыт, он рискует и открывает собственный салон готового платья. Ворт становится известным не сразу.
Слава законодателя моды пришла к нему после того, как жена Наполеона, Евгения Монтихо, обращает внимание на платье, которое Чарльз сшил для супруги австрийского посла. Наряд казался чем-то необыкновенным и неземным, поскольку в качестве декора Ворт применил траву, блестки, тюль, розовые сердца, бутоны маргариток
Давайте подобьем итог, что же изменилось в моде с наступления периода Нового времени?
Радикальные изменения начинаются с периода буржуазных революций:
- Мужские брюки получают путевку в жизнь благодаря якобинскому клубу.
- Во времена Наполеона в воду возвращаются традиции античности.
- Главный атрибут женственности — корсет — появляется в 1880 году.
- В XIX веке в истории моды снова событие: теперь у мужчин появляется пиджак.
- Шляпная мода развивается нереальными темпами. За сезон сменяется около 30 актуальных моделей:
- чепцы;
- шляпки «биби»;
- тюрбаны;
- береты.
Какой была мода вчера, и какой стала сегодня
В 20 веке законодателями моды стали уже дизайнеры, а не королевские особы и их придворные. Вскоре открылось множество домов мод, всемирно известные сегодня, всё чаще стали появляться новые тенденции. Затем появляются некоторые знаменитые ароматы, всё больше и больше придают значение макияжу. Позже девушки постепенно стали отказываться от корсетов и длинных юбок, они получили намного больше свободы в одежде, а с пятидесятых годов вообще стали носить брюки наравне с мужчинами. В моду входят фигуры с округлыми бёдрами и тонкой талией. В семидесятых появились уже джинсовые штаны и комбинезоны, набирает популярность свободный и более раскрепощённый стиль, а девяностые года стали эпохой стиля унисекс.
До сих пор современная мода всё также следит и ориентируется на Францию, а о современных новых тенденциях мы можем узнать в интернете, журналах о показах мод; каждый сезон появляются совершенно новые образы, цвета, линии и формы.
На сегодняшний день мода меняется так быстро, что практически и не скажешь, что же именно должны носить модницы. В быстрой смене тенденций также есть свои плюсы: отсутствие строгих рамок и разнообразие стилей даёт возможность каждой женщине найти свой индивидуальный образ без всяких противоречий модных правил.
XXI век
2000-е
Мода на стразы, бриллианты, золото, лакированную кожу — своего рода стиль-«кишит».
Компания Target впервые в истории моды провела вертикальный показ мод. Событие произошло на стене центра Рокфеллера в Нью-Йорке. Стену использовали в качестве подиума, а в роли моделей выступили спортсмены и гимнасты.
- Русский журнал Vogue отметил своё 10-летие, в честь которого в августе в магазинах России появился альбом фотографий «Best of Vogue»
Мировой экономический кризис 2008 г. больно ударил по индустрии моды — в октябре 2009 года итальянский дом моды Versace сократил четверть своих сотрудников по причине падения спроса на дизайнерские вещи и предметы роскоши.
XIX век
1800-е
Бонапарт стал императором Наполеоном. «Античная» мода признана официально. Платья больше не будут совсем прозрачными; их рукава, бывшие маленькие «фонарики», становятся очень длинными. Грудь из свободного декольте возвращается под легкий корсет
Облака кисеи служат важному делу обновления дамского белья: робко появляются нижние штанишки — идея молодых англичанок для занятий гимнастикой. Дамы, не имевшие к ним привычки, находят их неудобными и долго отвергают.
мода 1809 года
мода 1818 года
Завоевание более прочное, хотя тоже английское: короткая куртка спенсер, придуманная лордом Спенсером.
1849 — появилась английская булавка, которая позднее станет модным аксессуаром.
1853 — Леви Страусс пошил первые джинсы.
1860-е
Кринолин стал символом праздников и вальсов. Нижние юбки из конского волоса передали своё название «клеткам» из металла, поддерживающим платье, подол которого в окружности доходил до 14 метров. Позднее появление велосипедов и распространение железных дорог выводят его из обихода.
- — княгиня Меттерних, которую называют мадам Шифон — самая элегантная женщина при дворе Наполеона III. Она особо ценит модели английского модельера Уорта.
- — Чарльз Фредерик Уорт учреждает Синдикат высокой моды, объединив салоны, в которых одевались высшие круги общества, в единую организацию, существующую до сих пор. Рождается высокая мода — от-кутюр.
1880-е
Корсет — душа дамского костюма. Для хрупких он надежная поддержка, для других — средство создания нужного силуэта.
Чтобы надеть корсет, долгое время требовалась помощь. Появление шнуровки «для ленивых» позволило одеваться самостоятельно.
Однако этот предмет продолжает вызывать споры. По данным медиков, 4 из 5 женщин, умирающих от грудных болезней, убивают себя сами, сильно затягивая корсет. (см.Жертва моды)
1883 — родилась Коко Шанель.
1890-е
В 90-х годах в Вене возникает стиль «сецессия», название которого связано с художественной группой «Сецессия» («Уход»), в которую вошли молодые художники, решившие порвать с традициями искусств предшествующих поколений. Вообще, на стыке веков появилось новое мироощущение, в котором сплетаются мир стремительно развивашвейся техники и уходящей романтики — одновременно во многих странах возникают новые художественные направления, единые по мысли, но со своими особенностями и с разными названиями: в Германии — югендстиль, в Вене и Чехии — сецессия, в других странах Европы — ар-нуво, в странах будущего Советского Союза все эти направления объединены под общим названием — модерн. Основная черта модернистских направлений — гармоничность, равновесие между эстетикой и целесообразностью.
Блистают дома европейской моды: Worth, Doucet, Paquin, Cheruit, Rouff, Poiret, Babani, Fortuny.
Эпоха Средневековья и Возрождение
История костюма и моды неразделима, ведь национальное одеяние им и является. Оно говорило о классовой принадлежности человека, его семейном положении, достатке. Несмотря на то, что процесс заимствования некоторых деталей у других национальностей всегда имел место быть, однако, народы имеют свои традиции, имеющие огромное значение.
Когда Древний Рим пал, пришло время новому витку истории, который был назван Средневековьем. Естественно, изменения коснулись и моды. В то время люди, живущие в различных регионах, носили отличную одежду.
В раннем периоде она отличалась простотой и некоторой примитивностью. И подобное сохранялось до XI в. В X-XIII века произошел всплеск развития швейного мастерства и все чаще стали появляться абсолютно новые модели.
Некоторые историки уверены, что зарождение моды относится именно к XII-XIII ст., когда костюмы стали украшать элементами, не носящими особой нагрузки и обладающими исключительно декоративными функциями.
В XV веке история моды стала стремительно развиваться, и портновское искусство вышло на новый уровень. Именно тогда зародилось конструирование моделей, и технологические процессы значительно усложняются. Западная Европа стала первой, где были заложены основы кроя, в корне повлиявшие на форму одежды для прекрасного пола.
Позднее Средневековье характеризуется обновлением в мире, и в моде в том числе, появляются обновленные силуэты и модели. Специалисты отмечают, что если рассматривать моду в качестве социально-психологического явления, то его зарождение приходится на этот период.
На рубеже XVI-XVII веков на европейские модели оказала влияние испанская мода и основы стиля. Недаром это период был назван Золотым веком Испании – государству удается добиться успехов в экономике и стать одним из политических лидеров на мировой арене
Естественно, и народный национальный костюм этой страны привлек пристальное внимание, многие его элементы были заимствованы для моделей в других странах
В конце XVI века на моду стали влиять тенденции еще одной страны, а именно Италии. Здесь было отлично развито ткачество, и заполучить местные материалы стремились многие модницы. Итальянский бархат, атлас, тафта и нежнейшие кружева пользовались небывалой популярностью у состоятельной публики. Главными законодателями моды оказались две области – в XV веке Флоренция, в XVI инициативу перехватила Венеция.
XVIII век
На смену эпохе моды барокко пришла эпоха моды рококо: «интимный» костюм, то есть богато орнаментированные платья с правильными линиями и маленькими деталями.
Королева Мария-Антуанетта официально разрешила королевской модистке Розе Бертен обшивать всех. Как следствие, открылась модная лавка «Великий Могол».
Мода 1796 года
В этом году родился Джордж Браммел — английский денди, абсолютный законодатель мод.
Мария-Антуанетта — самая элегантная женщина Франции. Подданные короля мгновенно следуют её примеру. Она ввела в моду платье рубашечного покроя. В городе в моде верхняя одежда небольших размеров: женский казакин — узкая куртка до бедер — и короткий мужской вест. Все носят большие шляпы на манер англичан.
На помпезных праздниках, устраиваемых при королевском дворе, встречаются хитроумные устройства. К примеру, панье — каркас юбки, который легко поднимается и сужается, давая возможность свободно проходить в двери. Или головные уборы на пружинах. Но и механика не дает забыть про кружева: они везде.
Волосы больше не стригут, а добавляют накладные. С помощью конского волоса и газовой ткани на голове возводят целые сооружения. Цветы, птицы, куклы, корабли, любимые животные, овощи на этих взбитых пучках-пуфах отражают вкусы тех, кто их носит.
«Магазин английских, французских и немецких новых мод» — первый модный журнал в России, выходил в Москве ежемесячно в апреле-декабре 1791.
XII век
См. также: Европейская мода XII века
Измученные походом на Восток, крестоносцы открыли там сказочные богатства и диковины; шелковые халаты, расшитые жемчугом, бурнусы из золотой ткани, тюрбаны ярких расцветок и восхитительные туфли-шлепанцы. Караваны везут меха: горностая, соболя, белки, песца.
В Средние века простые люди одеваются довольно однообразно. Короткое платье — обычная одежда крестьян. Пастухи носят узкие штаны брэ и шапероны — колпаки, закрывающие плечи. В длинных монашеских рясах с капюшоном работают в полях. Паломники отправляются в путь в фетровых шляпах, украшенных ракушками.
XXI век
Интернет-глянец
В XXI веке получил развитие новый тип модного глянца – интернет-сайты, посвященные моде. Они существуют как в виде отдельных изданий, так и в качестве филиалов глянцевых журналов. Интернет-ресурсы отличаются большей оперативностью и вариативностью информации. Кроме сайтов, в XXI веке появился новый тип продаж глянцевых журналов – через интернет-подписку, когда каждый номер печатного издания можно прочитать в онлайн-варианте на экране любого электронного носителя. Также в последнее время стали популярными модные блоги, которые отличаются высокой оперативностью подачи информации, а также наличием эмоциональной составляющей.