Гид по моде xx века: краткая история моды от 1910-х до 2010-х

Мода времён расцвета СССР

В конце 50-х мода в Советском Союзе оставалась довольно консервативной. Сказывались последствия войны — далеко не у всех имелись средства для того, чтобы покупать и шить модную одежду. Как следствие, понятие стиля для людей 50-х пока остаётся уделом мечтаний.

Для мужской части населения весьма характерный вид одежды — широкие брюки по всей длине. Трудно сказать, откуда пришло данное веяние. Отчасти на такие штаны оказали влияние моряки с их клёшем. С другой стороны, в американских каталогах похожая одежда была популярна в 30-х. Учитывая постоянное отставание СССР в моде, вырисовывается подражание с опозданием на 20 лет, что вполне понятно в связи с Великой Отечественной.

60-е годы стали периодом подлинного расцвета как мире, так и в Советском Союзе. Смягчение идеологического прессинга, рост экономики, полёты в космос, запах свободы — всё это не замедлило сказаться на моде. Правда, несмотря на тенденции, западное влияние доходило до франтов и стиляг с опозданием. Поэтому длинные юбки можно увидеть на женщинах и в эти годы.

Характерной особенностью образа девушек тех лет является причёска а-ля Бриджит Бардо. Её носили все, кому не лень. Получалось по-разному — от миловидной шевелюры до непонятного кома на голове. Здесь мода в очередной раз продемонстрировала свою беспощадность.

«Прорыв» в тенденциях женского гардероба произошёл тогда, когда за «железный занавес» проникла мини-юбка. Фасон выше колена моментально увлёк женщин, которые поголовно стали кроить подобным образом всё, от платьев до пальто. Смягчение общественной обстановки, «оттепель» способствовала закреплению модных тенденций.

Правда, на улицах такие наряды можно было встретить на модницах и смелых девушках. Большинство женщин продолжали предпочитать традиционную длину по колено.

Мужская одежда не претерпела столь значительных изменений. Костюм — на это раз двойка — продолжал оставаться одеждой «на выход» для миллионов советских тружеников. Правда, он стал не таким свободным и мешковатым. Появились приталенные модели, а ходить в одной рубашке без пиджака, да ещё и с закатанными рукавами по улице в общественном месте также заслуга 60-х.

В середине десятилетия появляется феномен «стиляг» — представителей «золотой молодежи», которые не успели узнать войны и считали, что внешний вид определяет человека. Контр-культура стала знаковым явлением советской системы, показывая, что любое смягчение нравов вызывает протест. В моду вошли узкие «подстреленные» брюки и туфли с острым носком.

Иногда полезно привлечь в качестве свидетеля и кинематограф. Образ Шурика из комедий Гайдая, несмотря на «ботанические» наклонности, тяготеет к моде тех лет: остроносые туфли, брюки-дудочки выше щиколотки и куртка вместо пиджака.

В 70-е годы женщина надевает брюки, и с тех пор уже не расстаётся с этой одеждой удобство и комфорт сочетаются с невообразимым клёшем, доведённым до абсурда. То же самое предпочитают и юноши.

В это время среди советских женщин начинают ходить журналы мод. Картинки там были цветные и яркие.

Не сбавляет свою популярность и фасон мини, теперь он дополняется особой причёской с гладкими волосами. Обладательницы кудрей правдами и неправдами выпрямляли шевелюру.

Черты стиля

Представители субкультуры имели специфический внешний вид, особые манеры поведения, свой сленг и музыкальные предпочтения. Во многом предпочтения стиляг сформировали «трофейные» фильмы — «Судьба солдата в Америке», «Серенада Солнечной Долины», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Джордж из Динки-джаза», а также картины с Диной Дурбин.

Одежда

Первые стиляги носили мешковатые двубортные пиджаки пестрых расцветок, шляпы с широкими полями, яркие носки, выглядывающие из-под брюк, цветные шелковые или гавайские рубашки, свитера с оленями, остроносые ботинки на высокой подошве, галстуки с драконами, обезьянами, петухами.

Позднее наряд представителей субкультуры стал более элегантным: брюки-дудочки шириной 22 см — в противоположность советским 32-сантиметровым, джинсы, зонты-трости, узкие галстуки-селедки.

К 60-м годам в честь следования американской моде стиляги стали называть себя «штатниками». К тому времени среди представителей движения популярны были строгие плащи с верхней пуговицей, ратиновые пальто в английском стиле, костюмы из чистой шерсти, широкие серые пиджаки с платочком в кармашке, сшитые у портного шляпы «стетсон», американские солдатские ботинки и туфли с перфорированным носком.

Мужской гардероб стал квинтэссенцией протестного движения — девушки-стиляги не имели собственного стиля. Они копировали фасоны из прибалтийских или социалистических модных журналов: носили пышные и узкие юбки, брюки, яркие блузы с цветочным принтом, туфли с удлиненным носком.

Зажиточные стиляги покупали одежду у фарцовщиков или приезжих иностранцев, а также заказывали пошив вещей из западных тканей, купленных в комиссионных магазинах. Стиляги из бедных семей часто шили плащи и брюки из брезента, наклеивали на ботинки так называемую «манную кашу» — подошвы из каучука или микропорки, которые затем гофрировали сбоку, и пр.
У представителей субкультуры были в почете особые «предметы роскоши» — заграничные авторучки, портсигары и зажигалки, а также американские игральные карты с девушками в стиле Pin-up.

Прическа и макияж

Стиляги 50-х носили начесанные и набриолиненные «коки» на лбу, а также тонкие усики-«мерзавчики».

Девушки-стиляги использовали больше косметики, чем простые советские женщины. Приветствовалась яркая помада, густо подведенные глаза. Модной прической был «венчик мира», для которого волосы завивались и укладывались вокруг головы, а к 60-м годам, благодаря фильму «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо, невероятно популярной стала начесанная бабетта, которую носила главная героиня фильма.

Манеры

Стиляги имели особенные манеры движений, которые в фельетоне Беляева были представлены как «на редкость развязные». Пластика представителей субкультуры была осознанной и продуманной: высоко поднятая голова и свободная походка указывали на их принадлежность к движению, кроме того, диктовались костюмом и танцами. Стиляги из разных городов по вечерам прогуливались («совершали хил») по «Бродвею» — обычно центральной улице города (улица Горького в Москве, Невский проспект в Ленинграде). Важным элементом таких прогулок была демонстрация своих костюмов.

Сленг

Особый сленг стиляг складывался из английских заимствований, переиначенных на русский лад, в сочетании с элементами музыкального жаргона. Также стиляги меняли свои имена на созвучные им иностранные.

Джакеток (англ. jacket) — пиджак.

Совпаршив – одежда и обувь советского производства или самодельная.

Соксы (англ. socks) — яркие носки, видные из-под брючины.

Таек (англ. tie) — галстук.

Трузера, траузера, траузерса (англ. trousers) — брюки.

Тренчкот (англ. trenchcoat) — плащ

Хэток (англ. hat) — шляпа.

Шузы, шузня (англ. shoes) — ботинки на высокой подошве.

Музыка

Главным атрибутом стиляг был саксофон, олицетворявший музыку свободных людей. Стиляги увлекались зарубежными танцами и музыкой – в первую очередь, джазом.

Мода 1960-х годов. Облик десятилетия

Сексуальная революция 60-х сформировала новое понимание модного эротизма – андрогинность. Это десятилетие стало ярчайшим периодом торжественного шествия свободной и экспрессивной молодежной моды. На протяжении XX века каждое поколение провозглашало свои каноны трактовки эротики в моде. В эпоху ар-деко произошло избавление от корсетов. За голливудским шиком 30-х годов наступил триумф диоровского New Look с акцентом на талии. Но дразнящая утонченность Диора не смогла удержать пьедестал и потихоньку уступила его подростковой непосредственности и ребячливости. Понятие сексуальность никогда не будет однозначным. Итальянские дизайнеры, например, делятся на два лагеря: первый понимает сексуальность буквально – выступает за глубокое декольте и откровенное мини, а второй за, так называемую, интеллектуальную сексуальность. Бельгийцы играют с ней в пост- модернистские игры. Японские же модельеры создают привлекательный образ, закутывая и пряча тело.

Модный силуэт 60-х годов

простого геометрического кроя платья-трапеции демонстрировал новую концепцию ≪осознания тела≫. Длина, открывающая ноги вплоть до верхней части бедра, получила название мини и стала еще одним камнем в фундаменте этой концепции. Термин был образован от слова ≪минимум≫. В моде этого времени много разных стилей и направлений.

Одежда

Несмотря на финансовый кризис, многие дизайнеры того времени создавали поистине уникальные коллекции. Прошло то время, когда дамы 20-х годов выбирали платья-рубашки с низкой талией. Женщины после 30-х годов стали предпочитать элегантные платья, подчеркивающие фигуру. Изменился не только фасон нарядов для женщин, но и их длина. Очень популярны стали длинные узкие юбки, которые расширялись от колена. В моду вошли длинные платья в сочетании с нарядными шляпками оригинальной формы и накидками разной длины.

Дизайнеры разрабатывали наряды с визуально широкими плечами и узкими бедрами. В моделях приветствовались различные треугольные вставки, кокетки. Вечерние платья нередко имели шикарный вырез V-образной формы. Для таких нарядов стали использовать легкие струящиеся ткани, такие как шелк и атлас. Дизайнеры начали раскраивать материал по косой, благодаря этому ткань хорошо драпировалась, великолепно ниспадая, подчеркивая изящную фигуру.

Шелк считался довольно дорогим материалом для платья, и многим он был не по карману, поэтому началось производство изделий из х/б тканей. Так, знаменитая Коко Шанель выпустила коллекцию вечерних платьев, выполненных именно из таких недорогих материалов.

В повседневной жизни дамы предпочитали носить облегающие наряды неярких цветов. Темное платье с белым воротником долгое время оставалось в тренде. А также модными были модели, имеющие широкие плечи. Увеличивали их с помощью сборок, крылышек, манто и шалей.

Особо модными считались вечерние наряды, имеющие глубокий вырез на спине, такие платья не имели застежек. Они отлично смотрелись на худощавых дамах. Украшениями для вечерних платьев служили меховые боа и накидки.

Если раньше длина изделий доходила до колен или была чуть ниже колен, то теперь модели стали более длинными и доходили до средины икр. Многие начали перешивать старые платья, удлиняя их при помощи кружев, ленточек, оборок или меховых вставок. Такие костюмы с зауженным силуэтом прекрасно сидели на женской фигуре.

Большой популярностью стали пользоваться строгие костюмы. Вырезы на таких костюмах обычно были довольно глубокими, с широкими отворотами. Чаще шили эти изделия из твида, позже они стали именоваться «английскими». Чтобы костюмы выглядели более изящно, их украшали различными брошками, букетиками цветов, прикрепленными к вороту, или лисьим мехом, небрежно набрасывая его на плечо. Под пиджак принято было надевать шелковую блузу с бантом.

Женское пальто в 30-е годы шили прямого приталенного силуэта. Длина пальто обычно доходила до средины икр. Модели были двубортные либо однобортные. Чаще они имели широкие лацканы, большие карманы, предполагалось наличие крупных пуговиц. Чтобы подчеркнуть узкую талию, нередко использовали различные пояса. Распространенными были пелерины: от самых коротких моделей до длинных накидок.

Повседневные образы 50-х

Одежда. В повседневной жизни в то время женщины носили платья-рубашки, костюмы-двойки с юбкой в складку, модным шейным украшением была нитка жемчуга. Также вариантом для неофициальных событий был приталенный костюм с очень узкой или наоборот с широкой юбкой, поддерживаемой пышной нижней юбкой. Обе эти тенденции были новаторскими.

Обувь. Туфли 1950-х годов – узкие, остроносые, на среднем или высоком каблуке, который становился все уже, и затем превратился в шпильку. Иногда носок туфли был как бы срезанным. Вечерним вариантом обуви были открытые босоножки из шелка или парчи. Они часто дополнялись пряжками из стразов.

Большим успехом пользовалась обувь Роже Вивьера, который оформлял все коллекции Диора. В 1953 году, к коронации Елизаветы Английской, он создал сандалии из золотой кожи с каблуками, усыпанными рубинами. В 1955 году Вивьер представил туфли с каблуком «шок», сильно скошенным вовнутрь.

В 1952 году Сальваторе Феррагамо представил первые туфли на шпильке. Также в 50-х модными стали туфельки без каблуков – балетки.

Украшения. Украшения из жемчуга стали главным трендом 50-х. Их носили как в повседневной обстановке, так и на официальные мероприятия. Многие женщины надевали жемчужные ожерелья даже дома.

Головные уборы. Шляпки 50-х годов всегда имели маленький и плоский верх, даже если их поля были широкими. Эволюция двигалась в сторону котелков с перьями, вуалью, иногда с цветами. Шляпки надевали поверх пышно уложенных или гладко причесанных волос. Также популярна была одна шелковая лента вместо шляпки. Вечером ее украшало длинное перо.

Аксессуары. Перчатки были важным аксессуаром для женщин, следящих за модой. Еще одним важным дополнением наряда в 50-е был широкий ремень. Его могли носить как на талии, так и на бедрах.

Макияж. Цветовая гамма макияжа в 50-е менялась дважды в год и была весьма экстравагантной. Макияж подбирался в тон к одежде и аксессуарам. Модными были белоснежная кожа, яркие губы, подведенные черной подводкой глаза. Часто дамы носили мушки. Было принято сочетать яркие цвета – например, оранжевую помаду и бирюзовые тени.

Прически. Женщины в 1950-е регулярно меняли прически и цвет волос. Самыми модными оставались блондинки. Волосы могли быть гладкими или волнистыми, короткими, до подбородка или до плеч. В то время были популярны накладные челки и шиньоны. Лак для волос был обязательным атрибутом прически. Также в 50-е модными стали конский хвост и начесы.

Иконами стиля в то время были Одри Хепберн, Бриджит Бардо, Мэрилин Монро, Грейс Келли, Софи Лорен.

То десятилетие стало олицетворением возможности невозможного: девушки из бедных семей могли стать знаменитыми моделями. Дочь польского полицейского Довима стала символом безупречной дамы 50-х. В фильме «Забавная мордашка» с Одри Хэпберн в главной роли она сыграла саму себя.

Прекрасная эпоха – время роскоши

Дом моды Redfern Galerie de vente, Париж 1910

В 1900-х г.г., если вы являлись изысканной молодой английской дамой, принадлежащей к элите общества, вам полагалось дважды в год совершать паломничество в Париж вместе с другими такими же женщинами из Нью-Йорка или Санкт-Петербурга.

В марте и сентябре можно было заметить группы женщин, посещающих студии на rue Halevy, la rue Auber, rue de la Paix , rue Taitbout и Вандомской площади. В этих, часто тесных магазинчиках, с лихорадочно работающими в задних комнатах швеями они встречались со своим личным продавцом, которая помогала им выбрать гардероб на следующий сезон.

Эта женщина была их союзником и знала все самые темные секреты их жизни как личные, так и финансовые! Выживание таких ранних домов моды всецело зависело от их могущественных клиенток, а знание их маленьких секретов помогало им в этом!

Дом моды Worth Salon-de Vente -1910 г

Вооруженные копиями «Les Modes», они просматривали последние творения великих кутюрье, таких как Пуаре, Ворт, сестры Калло, Жанна Пакен, Мадлен Шерюи и других, чтобы придумать гардероб, который бы затмил гардеробы не только друзей, но и врагов!

Прошли десятилетия, и эти ужасные журнальные изображения статичных женщин, где виден каждый шов и каждый стежок, были вытеснены более свободным и плавным стилем «Ар Нуво», где использовались новые фотографичные методы изображения.

Вместе с продавцом женщины выбирали гардероб на следующие шесть месяцев: нижнее белье, домашнюю одежду, платья для прогулок, варианты чередования в одежде, костюмы для путешествий на поезде или в машине, вечерние наряды для праздного времяпрепровождения, наряды для особых случаев, таких как Аскот, свадьба, посещение театра. Список можно продолжать бесконечно, здесь все зависело от размера вашего кошелька!

Макияж эпохи Нью-лук

Модницы 50-х наносили яркий макияж, делая акцент на глаза и губы. Они не придавали значения сочетаниям тонов между собой и считали макияж чем-то вроде еще одного аксессуара. Палитры макияжа могли быть очень насыщенными и даже вульгарными по современным тенденциям.

Тени разных цветов наносили на все веко до самых бровей, ресницы густо красили тушью, а вдобавок подчеркивали глаза черными стрелками.

Идеальные домохозяйки

Мода того времени накладывала определенные требования даже к домашнему виду женщины. Считалось, что неопрятная и неухоженная одежда женщины демонстрирует ее неуважение к мужу и семье. Женщины обязательно укладывали волосы в простую, но элегантную прическу. Это требовало некоторых жертв: спать, накрутив локоны на бигуди или вставать раньше всех, чтобы успеть привести себя в порядок. Уже к завтраку, кроме идеальной жены и хозяйки перед семьей должна была появиться женщина с идеальным внешним видом.

Мода 2010-х годов. Облик десятилетия

Мода начала XXI века – это дерзкое нарушение тех правил, которые формировались на протяжении предыдущего времени. Вместо четких директив от сезона к сезону – полная вседозволенность и право на индивидуальность. В моде теперь любой стиль, любая длина, любая прическа. И все это не ново, все это когда-то уже было. Все это вернулось, предоставив свободу выбора и утратив при этом роль четких ориентиров. Расширяются границы допустимого, разрешается совмещать противоположное. Мода находится в тесной связи с политической и экономической ситуацией. Свою роль также играют свобода в основных сферах жизнедеятельности, легкость перемещений и путешествий, и переплетение разных культур на территории одного государства.

Ключевой образ 2010-х – в индустрии моды назрел кризис новаторства

Стала актуальна тенденция к обновлению старого, хорошо забытого, и комбинированию уже давно изобретенных вещей в оригинальный комплект, то есть взгляд под новым углом. Модный образ собирательный и состоит из вещей не просто разных по стилю, но и разных по временным эпохам.

Модный силуэт 2010-х годов

Критерием выбора из многообразия современных форм и стилей служит не актуальность и трендовость самой вещи и, даже, не чистота и выдержанность стиля, а лишь гармония собственного имиджа. Ответ на вопрос ≪что в моде?≫ прост и лаконичен: ≪в моде индивидуальность, в моде то, что тебе подходит, в моде – ты сам≫.

Прически и шляпки колокол в 1920-х г.г.

Прически 1920-х г.г., как и остальные элементы образа женщины этого времени, становились все короче, короче и короче!

Первая Мировая Война вынудила многих женщин, которые работали в опасных условиях, например, на военных заводах, завязать волосы в узел или постричь свои локоны. Короткая стрижка или шиньоны стали настолько привычны в Голландии, Франции и Германии к 1918 г., что вскоре известные звезды, такие как Ирен Кастл начали их игриво примерять на себя. Кроме того, шляпники также ответили на призыв, создав более прилегающие модели шляпок. Французская шляпница Кэролайн Рибокс создала дамскую шляпку колокол в 1919 г., облегающую голову клиенток.

К 1922 г. дамы пришли к выводу, что началось новая война – шляпки против волос!

Дамы в спешке прибегали к своему несчастному парикмахеру и говорили ему, что он плохой парикмахер, так как из-за него они теперь не могут найти подходящую шляпку!

Этапы развития шляпки колокол с 1920 по 1929 г.г.

Таким образом, парикмахеры стали еще сильнее филировать волосы до тех пор, пока сзади не оставался обычный пучок, который можно было бы забрать под шляпку колокол. Шляпники нанесли ответный удар, изменив шляпки таким образом, что даже этот крошечный пучок перестал в них помещаться.

Ответом парикмахеров на это стали коротко остриженные волосы, стрижка боб, холодная завивка и стрижка «под фокстрот», популяризованные Антуаном де Пари, уроженцем Польши.

Ниже представлены разновидности стрижки боб.

Бобы, каре и волны—1920-е г.г. канонические прически

Прическа «Dutch bob» (голландский боб), впервые ставшая популярной в США в 1921 г., после того, как ее стала носить Мери Турман, к 1926 году стала самой желанной среди женщин, ведь ее сделали себе Коллин Мур и Луиза Брукс. Эта прическа стала каноном моды в 1920-х г.г.

Певица Мэри Гарден так объяснила свой выбор в пользу прически боб «Pictorial Review» в 1927 г.: «Почему я подстригла свои волосы? На это есть несколько причин. Первая: так легче ухаживать за волосами; вторая: мне идет такая стрижка, и третья: я чувствую себя свободнее без длинных, путающихся прядей. Но самое главное, почему я подстригла свои волосы, так это потому, что для меня это шаг вперед, возможность находится в гармонии со своим внутренним состоянием, которое озаряет все мое существование».

Мода 1920-х годов. Облик десятилетия

20-е годы утопают в новизне, новаторских идеях, изменивших представление о женственности. Десятилетие, пришедшее на смену периоду великих испытаний и потрясений Первой мировой войны, наполнено необыкновенной жизненной энергией и новыми надеждами. Эта эпоха – самое настоящее олицетворение эмансипации и научно-технического прогресса, а также музыкальной эйфории и джаза.

Популярнейшая «черная музыка» и знаменитая темнокожая танцовщица Жозефина Бейкер провоцируют интерес к африканскому и туземному искусству. После выхода в 1922 году повести Виктора Маргеритта «La Garconne» (с фр. мальчик) новая мода получила четкое определение – «ля гарсон». Стало модно не только одеваться «ля гарсон», но и вести себя в этом стиле — открыто пользоваться косметикой, не прятать свои ноги под одеждой, коротко стричь волосы, курить папиросы в длинных мундштуках, водить машину, делать карьеру, менять мужчин и … танцевать, танцевать, танцевать!

Ключевой образ 20-х годов — «флаппер» и «ля гарсон».

Грудь стягивается повязками и образ женщины начинает приобретать мальчишеские черты. Он подчеркивается матросками, короткими стрижками, иногда и папиросками. В моду входит худоба и первые занятия фитнесом.

Модные силуэты 20-х годов

Пышные женские формы остаются в прошлом. В моде женщины с худой андрогинной фигурой. Их больше устраивает свободный силуэт платья — без корсета, укороченный, прямой, с мягкой заниженной талией, с застежками, перенесенными со спины на грудь, гораздо более удобный на работе, в городском транспорте, в очередях.

Нью-лук в кинематографе

Проникнуться эпохой знаменитого стиля лучше всего можно при помощи кино.

Рекомендуемые фильмы:

Фильм «Эвита» (1996г.) в основу которого легла биография Эвы Перон, покорившей Буэнос-Айрос в качестве актрисы, а затем первой леди страны. Главная героиня фильма (которую сыграла Мадонна), выросшая в трущобах и пробившаяся в элиту, благодаря своей харизме и сильному характеру становится духовным лидером нации и кумиром у бедного населения Аргентины.

Художник по костюмам Пенни Роуз смогла точно передать роскошь, окружавшую Эву.  Главная героиня любила наряды и украшения от Диора и носила их. За создание костюмов к фильму Роуз была удостоена премии Satellite.

Фильм «Бриолин» (1978г). Благодаря этому фильму Джон Траволта и Оливия Ньютон-Джон получили премию «Золотой Глобус». Фильм о послевоенном «золотом веке» Америки, модниках 50-х, вызывавших неодобрение своим внешним видом у старшего поколения, гризерах и тедди-боях.

Фильм «Назад в будущее» (1985г) частично показывает 50-е годы.

Прически и дамские шляпы в эдвардианский период 1900 – 1918 г.г.

Модные журналы того времени стали уделять огромное внимание прическам. Самыми популярными тогда считались кудри, завитые щипцами в стиле «Помпадур», так как это был один из самых быстрых способов укладки волос

В 1911 г. 10-минутная прическа «Помпадур» становится самой популярной!

На таких прическах хорошо держались удивительно большие шляпы, которые затмевали прически, к которым они были приколоты.

К 1910 г. прически в стиле «Помпадур» постепенно сменились на «Низкий Помпадур», которые, в свою очередь, с наступлением Первой Мировой Войны превратились в простые низко уложенные пучки.

Чтобы использовать преимущества данной прически, шляпки стали носить ниже, прямо на пучке, ушли широкие поля и яркие перья предыдущих лет. Нормы военного времени не одобряли подобных вещей.

Стиль 1950-х годов

50-е годы ХХ века стали последним великим десятилетием Высокой моды. В ту эпоху модельеры приобрели огромное значение. Их экстравагантные идеи оказывали влияние даже на моду для широких масс.

New Look Кристиана Диора

Прежде всего, одним из таких кутюрье стал Кристиан Диор, который в 1947 году представил новое направление в моде – New Look. Ему вскоре наскучил этот стиль, он стал предлагать различные силуэты каждый сезон. Но Нью Лук продолжал свою жизнь и без Диора. Модными вновь стали округлые плечи, подчеркнутый высокий бюст, тонкая талия, длинные пышные юбки

Большое внимание стало уделяться аксессуарам: сумочкам, перчаткам, шляпкам, изящным туфелькам на высоких каблуках. На платья нового фасона требовались десятки метров ткани

Комфорт от Кристобаля Баленсиаги

Уроженец Испании Кристобаль Баленсиага стал еще одним великим дизайнером того времени. Он был одним из немногих кутюрье, имевших практический опыт изготовления одежды, и стремился достичь совершенства в каждом стежке и шве. Баленсиага создавал одежду, напоминающую произведения искусства. Его наряды не требовали специального белья, корректирующего фигуру, из-за чего они были очень комфортны. Костюм от Баленсиага с круглым воротником и слегка приталенное платье-туника без пояса определили стиль женской одежды на всю вторую половину ХХ века.

Новая модная эпоха

Эталон красоты 1950-х – тонкая талия, пышная грудь, королевская осанка и покатые плечи.

В моде наступала новая эпоха. После лаконичной бедной одежды военного времени женщины хотели мягких силуэтов и изобилия тканей. Феминистки, и в частности депутат английского парламента Мэйбл Райдилг, заявили, что новый силуэт не несет никакого прогресса: «Новый облик напоминает птичку в золотой клетке». Но именно это и желали многие женщины после ужасов войны: быть оберегаемыми, изнеженными, не отвечающими ни за что. Через несколько лет направление New Look уже стало само собой разумеющимся. Оно воспринималось как обещание благополучия, жизнерадостности, элегантности, служило стимулом к развитию.

Дамы из высшего общества теперь до семи раз в день переодевались, меняли аксессуары, делали соответствующие макияж и прическу. Женские журналы помогали своим читательницам подобрать подходящий наряд для каждого случая. Для домашнего обеда – велюровое платье с узкой юбкой, замшевые лодочки и чулки. Для обеда вне дома – ансамбль из серого фланелевого платья и пальто, шляпки и серых замшевых перчаток, серой лакированной сумочки и серого же зонтика.

Предложения модных журналов в то время были предписаниями: описывались все детали наряда, от правильного воротника до подходящих духов, к ним добавлялись и правила поведения. И всем этим предписаниям нужно было неукоснительно следовать.

Образцовая домашняя хозяйка эпохи «экономического чуда» не могла показаться без косметики даже почтальону, не говоря о собственном муже. Она вставала за час до супруга, накладывала макияж, завивала волосы и сбрызгивала их лаком.

Костюмированные балы 50-х

В 1950-х годах было принято устраивать шумные празднества. Самым опытным хозяином считался граф Этьен де Бомонт. Вокруг него собирались люди искусства, литераторы и модельеры. Этьен де Бомонт со своим «Балом королей и королев» стал основоположником череды дорогостоящих костюмированных балов. На одном из его праздников присутствовал Кристиан Диор в костюме льва, созданном его учеником Пьером Карденом, который в то время только открыл собственное дело.

Жак Фат считался самым талантливым организатором вечеринок, а его «пиратские», «цыганские» и «техасские» праздники с такими гостями, как Рита Хейворт и принц Али Хан, вошли в историю костюмированных балов. Но самым большим и оставившим наибольшее количество фотографий маскарадом стал праздник, устроенный Карлосом де Бейстегю в его дворце Лабиа в Венеции в 1951 году.

1920–1924 годы: мода на независимость

Начало 20-х годов в истории моды означает переход от романтических тенденций прошлого к модернизму. Этот переход осуществляется не быстро, и дизайнеры примыкают каждый к своему «лагерю». Романтики во главе с Жанной Ланван, основательницей Lanvin, творят женственные платья с оборками и цветами в сахарно-пастельной цветовой гамме – носить такие платья предполагалось в сочетании с соломенными шляпками с лентами и туфлями, отделанными кружевом. Модернисты, а с ними и Жак Дусе, один из главных новаторов того времени, отдают предпочтение образу la garçonne, или «пацанки». Термин la garçonne, ставший антонимом романтизма, был позаимствован из известной одноименной книги Виктора Маргерита, которая повествует о молодой энергичной девушке, покидающей отчий дом, чтобы жить независимой жизнью…

В США женщины получают избирательное право в 1920 году, в Великобритании – лишь в 1928, но по обе стороны океана в эту эпоху девушки уже начинают стремиться к равенству с мужчинами. И мужской стиль la garçonne, завоевывавший женскую моду, – часть этого стремления. Простое платье с прямым силуэтом и отложным воротником, нить жемчуга на шее, маленькая шляпка-колокол и туфли из кожи без лишнего декора – к этому рафинированному образу пацанки самые смелые модницы добавляли еще и радикальные для начала 20-х прическу и макияж – короткий боб с челкой и ярко очерченные черным карандашом глаза и брови.

Стиль 1920-1929 годов: Америка и СССР

1920-1924-е

В Америке такими талантливыми и знаменитыми кутюрье, как Жанна Пакен, Жак Пату и Жак Дусе было создан новый идеал девушки начала XX века. Ее главной и наиболее яркой чертой была независимость, которая подчеркивалась приталенными силуэтами платьев с эффектными элементами декорирования и невероятно стильными моделями костюмов и пальто с заниженной линией талии.

Крой вечерних платьев обязательно чуть расширялся книзу, чтобы девушке, которая жила в эпоху возрождения джаза, шимми и фокстрота, было удобно двигаться на танцполе. Танцы в то время и вправду стали настоящей страстью для многих женщин. Именно поэтому в моду вошли разнообразные элементы декора, например, «висюльки», которые активно потрясывались на девушке во время танца и дарили ей определенное очарование.

В СССР в это же время женская мода активно формировалась вокруг потребностей страны послевоенного времени и делала акцент на удобстве и максимальной ее практичности. На смену женственным легким платьям пришли прямые солдатские юбки длиной миди и матерчатые куртки.

Повседневные платья шились из холста и имели простой вид. Все чаще на улицах можно было встретить женщину, одетую в большую комиссарскую кожаную куртку, фуражку и прямые брюки, заправленные в сапожки. Такой стиль женщины стал символом трудового народа, чьей первоочередной задачей стало восстановление страны после длительной разрухи войны.

1925-1929-е

Женская мода Америки в этот период стала более смелой. Такие модельеры-новаторы, как Коко Шанель и Мадлен Вионне крайне разнообразили женский гардероб, позаимствовав что-то из мужского гардероба и взглянув на старые вещи под новым углом. Излюбленной вещью юных красавиц стали прямые брюки в сочетании с яркими топами, чьи бретели завязывались за шеей.

И именно в этот период косметика становится «лучшей подругой» каждой женщины. Ее активное применение в сочетании с эффектными нарядами делали дам весьма экстравагантными, но при этом невероятно кокетливыми личностями. Грамотно нанесенные длинные стрелки, румяна, темные тени, а также красная помада и такого же оттенка лак для ногтей подчеркивали и усиливали естественную красоту молодых девушек.

В этот же период высота юбок до неприличия скакнула верх, успешно преодолев линию колен, что дало толчок развитию так называемому гангстерскому стилю gun moll — боевых подруг.

Именно такое звание получили роковые женщины, чьи возлюбленные принадлежали миру бандитизма и разбоя. Для них сложился собственный эффектный стиль, который подчеркивал особую атмосферу любовниц гангстеров – гремучую смесь из опасности и сексуальности.

Гангстерский стиль одежды для женщин наиболее часто предусматривал платье из шелка или бархата, меховую легкую накидку, высокие чулки и, конечно же, драгоценности, которые своим блеском подчёркивали красоту своей обладательницы.

Стиль женщин в СССР к этому времени становился более раскрепощенным и женственным. Наладилось производство на швейных предприятиях, выпустились первые советские модные журналы, которые сподвигли женщин-комсомолок одеваться более изящно. В моду вошли стрижки выше плеч, в частности, каре. Платья стали иметь мешковатый вид и шились длиной чуть выше колен, а крой на европейский манер имел заниженную линию талии. Из обуви отдавалось предпочтение закрытым туфлям на устойчивом каблуке-рюмке.

Для деловых женщин также активно стали выпускать стильные костюмы. В качестве вечернего варианта – атласные платья с глубоким декольте, которые крайне эффектно подчеркивали женские формы. В обиход женской моды активно ворвались такие популярные головные уборы, как шляпка-колокол, ток и береты.

Влияние кинематографа на моду десятилетия

Значительное влияние на развитие моды в 30-е годы ХХ века оказал американский кинематограф. Голливудские звезды, такие как Грета Гарбо и Марлен Дитрих, носили наряды, сшитые их личными дизайнерами-костюмерами. Фасоны этих туалетов отличались простотой и консерватизмом — они были не похожи на экстравагантные творения парижской Высокой моды. На экране эти платья, пошитые из роскошных тканей, выглядели великолепно. В итоге количество зрительниц голливудских фильмов, которые стремились подражать своим кумирам, превысило число читательниц модных журналов с новинками парижской моды.

Довоенные годы

Молодая Советская Россия, только пережившая Гражданскую войну и суровый период военного коммунизма, стремительно пыталась шагать в ногу со временем. В 20-е годы ещё не существовало той изоляции, которая станет краеугольным камнем культурной жизни При Сталине. В России мужчины и женщины носили одежду, обувь и головные уборы, схожие с европейскими, хотя порой наряды выходили чересчур вычурными.

Мужской костюм сохранял классические черты. Носился он преимущественно в вариации «тройка», жилет мог быть иного цвета по сравнению с пиджаком. Из обуви наряду с туфлями или штиблетами широкое хождение имели сапоги самого разного покроя и фасона — от изящных «кавалерийских» до грубых с квадратными носами.

В 30-е годы такое понятие как «мода» вытесняется из общественной жизни. Забота о гардеробе во время великих строек и производственных рекордов расценивалась как проявление мещанства. Однако женщины (в большей степени) и мужчины всё равно были склонны одеваться празднично на довольно редкие выходные. Так, среди слабого пола наибольшей популярностью пользуются платья длиной до середины колена.

В мужском гардеробе большое распространение получает полотняная свободная рубашка с воротником-стоечкой. Носили её навыпуск, подпоясывали ремнём на манер гимнастёрки.

С наращиванием военной мощи в обществе становится почётным ходить в военной форме. Вся мода со второй половины 30-х и вплоть до начала 50-х была пронизана темой войны — сначала грядущей на чужой территории, затем Великой, победной. Неслучайно и Вождь отдавал предпочтение галифе и френчу, лишь летом на даче сменяя его на белую толстовку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector