Как научиться кататься на сноуборде
Содержание:
Продвинутым
Для освоения стилей катания на сноуборде, конечно, нужен инструктор. Но вы и так уже победили – умеете ловко скользить, тормозить и входить в повороты самыми изощренными способами.
Итак, прежде чем нанять преподавателя, определите направление в сноубординге (вид катания), в котором хотите развиваться
Внимание: новые возможности обязательно захватят вас – вряд ли вы сможете просто «забыть» об этом спорте
Рассмотрим 5 техник катания на сноуборде.
Фристайл
Субъективный как соревновательная дисциплина, фристайл включает прыжки, сальто, вращения и другие элементы трюкового катания.
Разновидностей также несколько, например:
- Халфпайп – катание в желобе из плотного снега, по сути – рампе. Сам желоб называют «пайп» или тоже «халфпайп». Вылетая за край пайпа, сноубордист делает трюк и приземляется с противоположной стороны. Длина халфпайпа в среднем 100 м, высота – 3-4 м, наклон – 15° — 20°.
- Квотерпайп – катание в фигуре, напоминающей одну большую стену халфпайпа.
Доски для фристайла:
- короче, легче, маневреннее и толще;
- имеют конструкцию «ТвинТип» — передняя и задняя части сноуборда одинаковы.
Снаряжение для фристайла:
- максимум защиты;
- обычные крепления;
- мягкие ботики.
Фрирайд
Это свободное катание на природе, вдали от специализированных трасс.
Чтобы освоить этот стиль, необходимо учиться думать в горах, чтобы максимально обезопасить себя и получить удовольствие от катания.
Вы перейдете на качественно новый уровень фрирайда, когда научитесь чувствовать «силу реакции снега». Она позволит вам безошибочно выбирать трасу и распределять вес на доске.
В стиле несколько направлений:
- Ол маунтин, фулрайд – фрирайд с нотками фристайла – катание на неподготовленных трассах и склонах с выполнением трюков.
- Подъем на дикую вершину пешком (бэккантри), на вертолете (хелибординг) или на ратраке (сноукэтскиинг) и спуск.
- Экстрим – катание на запредельных скоростях где можно и нельзя.
- Хэли-ски – спуск по целинному снегу с труднодоступных склонов. Райдера забрасывают на вершину вертолетом.
В идеале тренировки по фрирайду должны проходить на «пухляке» — нетронутом, свежем снегу.
Доски для фрирайда:
- длиннее и шире обычных;
- их передняя часть более длинная, поэтому ваша стойка будет смещена к задней части сноуборда – так легче «плавать» в пухляке.
Снаряжение для фрирайда:
- обычные мягкие крепления;
- качественная спецодежда;
- рюкзак фрирайдера с вещами (от плейера до лопаты);
- мягкие ботинки.
Карвинг
Скоростное катание на жестких сноубордах и в жестких ботинках, в основном по готовым трассам.
Сложный стиль, постоянно держащий в напряжении, дает самые красивые узоры на склоне и делится на следующие виды:
- Элпайн – жесткая, узкая доска на жесткой трассе.
- Рэйсинг – соревнования и просто тренировки на спецтрассах.
- Бордеркросс – не стиль, а дисциплина, включающая все способы катания – спуск, крутые повороты, трамплины, бугры – очень зрелищно.
Снаряжение для карвинга:
- жесткие крепления и ботинки;
- удлиненные жесткие доски.
Джиббинг
Этот направление – в катании по любым поверхностям, кроме снега, например, перилам.
Выбрав джиббинг, помните:
- снаряжение для этого спорта и фристайла одинаковое;
- канты сноуборда стачиваются, чтобы не цепляться в скольжении.
Сноуборд-кросс
Соревновательная дисциплина сноубординга, с 2006 г. внесена в программу Олимпийских игр.
Это направление катания на доске считается самым интересным и перспективным.
Время прохождения трассы не имеет значения: спортсмены соперничают напрямую – вырабатывая тактику для каждой гонки, проходят длинную и сложную дистанцию с трамплинами и преградами.
Куда поехать и сколько это стоит: 10 горнолыжных курортов в России и за рубежом
Россия
1. Роза Хутор, Сочи
Стоимость услуг
Общий минимальный бюджет на одного взрослого человека на перелёт туда-обратно, проживание и ски-пассы на 7 дней: 27 700 ₽.
2. Шерегеш, Кемеровская область
Как добраться
Стоимость услуг
Общий минимальный бюджет на одного взрослого человека: 36 038 ₽.
3. Приэльбрусье, Кавказ
Как добраться
Стоимость услуг
Общий минимальный бюджет на одного взрослого человека: 25 200 ₽ (при условии катания только от ст. Мир до ст. Гара-Баши).
4. Домбай, Кавказ
Как добраться
Стоимость услуг
Общий минимальный бюджет на одного взрослого человека: 34 600 ₽.
Европа
5. Три долины (Les Trois Vallees), Франция, Куршевель
Долины Бельвиль (Belleville), Куршевель (Courchevel) и Мерибель (Mirabelles) соединяются и плавно переходят одна в другую. Это означает, что райдер может освоить все эти три курорта за один день, выбирая любые трассы.
Как добраться
Стоимость услуг
Стоимость ски-пасса в «Три долины» на 1 день обойдётся в 4400 ₽ на взрослого и 3500 ₽ — на ребёнка, на 6 дней — 21 726/17 395 ₽.
Общий минимальный бюджет на одного взрослого человека: 72 984 ₽.
6. Рука (Ruka), Финляндия
Как добраться
Стоимость услуг
Общий минимальный бюджет на одного взрослого человека: 73 446 ₽.
7. Курмайор (Courmayeur), Италия
Это итальянская сторона Монблана, где есть большие горы с ледниками, снежными подушками и заснеженными полями.
Как добраться
Стоимость услуг
Общий минимальный бюджет на одного взрослого человека: 87 429 ₽.
США и Канада
8. Аспен (Aspen), США
Как добраться
Стоимость услуг
Общий минимальный бюджет на одного взрослого человека: 172 871 ₽.
9. Дир-Вэлли (Deer Valley), США
Как добраться
Стоимость услуг
Общий минимальный бюджет на одного взрослого человека: 193 616 ₽.
10. Уистлер Блэккомб (Whistler Blackcomb), Канада
Как добраться
Стоимость услуг
Общий минимальный бюджет на одного взрослого человека: 184 500 ₽.
Австрийские ледники
Дахштайн
Высокогорное плато Дахштайн находится в восточной части Альп (австрийская земля Штирия). Ледник расположен в окружении гор. Летом это — одно из лучших мест для сноубординга, а также район, представляющий интерес для альпинистов.
Ледник стартует с отметки 2700 м и заканчивается на высоте 1700 м. Бугельные подъемники преодолевает это расстояние за 7 мин. На плато оборудованы три трассы с многочисленными склонами, шесть больших и несколько простых трамплинов, 5 больших боксов.
Летний сезон в горнолыжном парке в Дахштайне начинается в июне. Открыт для катания с 7.50 до 17.10. Это удобно, т. к. большинство курортов в летние месяцы закрывается около 15.00 или даже раньше. Ски-пасс – 31 евро.
На плато нет возможности размещения. Ближайший населенный пункт, в котором можно остановиться – город Шладминг (20 мин. езды). До Зальцбурга – 90 км.
Китцштайнхорн
Ледник распложен на землях австрийской коммуны Капрун (земля Зальцбург). Высота достигает 3203 м. Подъемников – 19. Сноуборд-парков – 3. Халф-пайпов – 2.
После Дахштайна это – один из самых комфортных курортов. Большую часть времени здесь не многолюдно. Но в дни европейских каникул и в выходные бывает тесно. Начинать кататься на сноуборде можно в 8.00. Ски-пасс – 31 евро.
Китцштайнхорн удобен тем, что есть возможность разместиться непосредственно у его подножия – в Капруне.
Хинтертукс
Ледник и одноименная гора расположены в провинции Тироль в долине Циллерталь в часе пути от города Майрхофен. Высота пика – 3476 м. Посетители имеют возможность кататься по ухоженным трассам на высоте 2-3 км
Для сноубордистов оборудованы 6 трамплинов, боксы, рейлы, перилла и другие препятствия, гигантские снежные гребни и – самое важное – 100-метроый халф-пайп
Покататься на сноуборде можно ежедневно с 8.15 до 16.30. Ски-пасс – 35 евро.
У подножья горы находится небольшое поселение, которые местные называют сокращенно Тукс. В нем – шесть отелей.
Мелльталь
Ледник расположен в коммуне Шталль на западе земли Каринтия. Весь июнь курорт закрыт после зимнего сезона. На летний сезон начинается в 20-х числах июня. Открыт для посещения с 8.00 до 14.00. Дэй-пасс – 39 евро.
Джиббинг
Стиль катания, при котором препятствиями являются разнообразные подручные строения: трубы, поленья, пеньки, столы, табуреты, гаражи и другие предметы. Джиббинг хорош тем, что не надо ездить в туристические места, чтобы обуздать снежные препятствия, вполне подойдет домашний двор, или специально отстроенный сноубординг парк.
Инвентарь и снаряжение:
- Мягкая доска стандартной длины с жесткими креплениями.
- Мягкая, удобная обувь.
В Джиббинге основой безопасности является идеальное владение своим телом, балансировка. Здесь каждый спортсмен должен сам выбирать или создавать свой стиль преодоления препятствий, в зависимости от опыта, сложности трассы.
Падения при этом стиле сноубординга неизбежная составляющая успешного обучения. Падать нужно уметь и не бояться этого. Каждое новое падение — монетка в копилку опыта, знаний в освоении этой техники катания. Личностное любопытство, тяга к новым препятствиям являются прогрессирующим звеном для овладения Джиббинга в совершенстве.
Дерево навыков сноубордиста
Чтобы вы смогли сориентироваться мы составили дерево навыков сноубордиста. За основу взяли среднюю физическую подготовку и отсутствие панических страхов скорости и высоты. Это примерная схема. Для каждого она будет индивидуальной, но по ней можно прикинуть, сколько времени потребуется, чтобынаучиться кататься на сноуборде».
Дерево навыков для сноубордиста со средней физической подготовкой, без панических страхов скорости и высоты
— Тренируем внимательность на склоне
Понять, что подниматься нужно по краю трассы — 1ч Сидеть, где безопасно, не на середине — 3ч Смотреть наверх перед стартом — 15ч Видеть все опасные места и людей, отрастить глаза на затылке — 500ч |
— Для зелёных трасс. Можно больше ничего не учить Соединить «змейку» на учебной трассе — 3-5ч Кататься по зелёным трассам — 10-15ч Перестать бояться синих трасс — 30ч Ехать по красной трассе и поворачивать, а не соскальзывать вниз на заднем канте — 150ч |
— Цепляемся за бугель. В мороз мёрзнем Понять как подниматься — ~1 км или 3 «учебки» Уктуса, Объехать колею — ~5 км или 15 подъёмов Размяться или поговорить по телефону —~10 км или 30 подъёмов Отстегнуть две ноги и подняться, как на ледянке —~100 км или 300 подъёмов |
— Прыгаем с носа и хвоста. Используем упругость доски Прыгнуть на месте — 20 мин Прыгнуть в движении — 30 мин Перепрыгнуть через снежок и оставить его целым — 5ч Перескочить через заградительную сетку — 20ч |
— Отрываем сноуборд от земли, ловим баланс Поднять нос над землёй на месте — 10 мин Удержать нос над землёй в движении три секунды — 30мин Правильно зайти на трюк и выйти из него — 3ч Проехать 500 метров лёжа на хвосте — 10ч |
— Используем центробежную силу, зависаем над снегом Режем на одном канте, на другом — проскальзываем — 2ч Катаемся с остановками по зелёным трассам — 5ч Катаемся без остановок по зелёным трассам — 15ч Катаемся по синим трассам, увеличиваем угол наклона к снегу — 30ч |
— Ставим трассу, покупаем секундомер Примерно понять как ехать — 5ч Проехать без выездов за флаги — 10ч Поучаствовать в любительских соревнованиях, чтоб не стыдно — 500ч Выиграть олимпиаду — 10000ч |
— Контролируем скорость на синих, красных трассах Осознать, что ноги гнутся — 1ч Связать первые повороты — 5 ч Почувствовать, как гасится скорость на синей трассе — 30 ч Ехать по красной трассе шириной 4м и поворачивать — 100 ч |
— Несёмся по буграм, каше, свежему снегу Как по этому вообще ездить??? — 4ч Вылетать или утыкаться в бугры — 6ч Поворачивать между бугров и деревьев — 10ч Катиться по буграм по чёрной трассе без дребезга доски и срывов — 300ч |
—Взрываем пухляк, кайфуем на весенней каше Связать первые повороты на подготовленной трассе — 5 ч Слишком сильно грузить переднюю ногу, падать в свежем снегу — 8ч Понять, что лучше притормозить или наоборот — разогнаться, чем заново выбираться из снега — 10ч Кантоваться на красных трассах, кайфовать по весенней «каше» — 80ч |
Статьи
- — разбираемся с деревом навыков сноубордиста. Рассказываем, где какие повороты применять и что выучить до прыжков с трамплинов
-
Как учиться кататься на сноуборде? — разбираемся как учиться, чтобы не потерять интерес и как прогрессировать независимо от того, какой поворот или трюк хочется выучить
Страховка, инструктор и снаряжение: к чему готовиться при поездке в горы
Туристическая страховка
Всегда покупайте страховку и обязательно добавляйте в неё расширение для экстремальных видов спорта. Даже если едете в страну, куда она формально не нужна — например, в Армению, Грузию или Казахстан. Страховка может спасти вам много денег и нервов.
Я в прошлом году неудачно упала в Казахстане и сломала запястье — по страховке мне бесплатно оказали первую помощь, отвезли в больницу, вправили перелом и наложили гипс. Если бы понадобилась операция, сделали бы и её. Со страховкой мне было гораздо спокойнее и, конечно, не пришлось тратить лишних денег на все эти процедуры.
Имейте в виду, что страховка работает, только если вы катались по оборудованным трассам, были в защите и не пили алкоголь. Помимо всего прочего, эти правила — ещё и ваша безопасность.
Отель
Главная функция отеля на курорте — переночевать и накормить. Поэтому советую выбирать отель без излишеств, но с удобным расположением. Далеко ходить пешком со снаряжением у вас не получится точно, поэтому оптимальных варианта два: выбирать ближайший к подъёмникам отель или гостиницу, которая предоставляет трансфер до них. Иногда можно ездить до подъёмников на такси, но не в каждую машину поместится несколько комплектов снаряжения.
Очень советую оплатить в отеле завтраки и ужины. Это удобно, потому что утром у вас вряд ли будет время, а вечером — силы на поиск кафе. А вот брать обеды в отеле, наоборот, не нужно. Днём вы будете на склоне, где всегда есть выбор мест для еды.
Инструктор
На любом курорте есть своя инструкторская база и учебная трасса — широкий участок с небольшим склоном, куда выходят учиться новички. Если вы никогда прежде не стояли на лыжах или сноуборде, пощадите своё время, деньги и безопасность (в том числе окружающих) и возьмите инструктора на первые пару дней
Важно: инструктор должен иметь сертификат. Иначе это может быть самоучка, который в лучшем случае просто заберёт ваши деньги и ничему не научит, а в худшем — навредит и поставит неправильную технику
Переучиваться будет сложнее, чем учиться с нуля.
А вот брать уроки на подмосковных склонах, я думаю, довольно бессмысленно. Попробовать свои силы — можно. Но держите в голове, что это мало похоже на настоящие горы. Я первый раз встала на сноуборд в крытом Снежкоме, и он показался мне детским лепетом по сравнению даже с учебной трассой на Домбае.
На курорте Чимбулак в Казахстане
На Домбае
Домбай — самое красивое место
Аренда снаряжения
На любом курорте есть огромный выбор аренды всего — начиная со снаряжения и заканчивая непромокаемыми перчатками. Если вы планируете брать что-то в аренду, советую прицениться. Обычно самые высокие цены на аренду — возле подъёмников, а на склоне или в городе может выйти гораздо дешевле.
Новичкам не стоит сразу покупать лыжи или сноуборд. Если вы планируете ездить в горы раз в год на неделю, посчитайте, не будет ли для вас выгоднее арендовать снаряжение. Имейте в виду, что хорошие сноуборды, например, стоят десятки тысяч ₽, прибавьте к этому ежегодные траты на заточку кантов (это острые края доски), на перевозку сноуборда в самолёте (да, многие авиакомпании делают акции на бесплатную перевозку снаряжения, но чаще всего это не самые дешёвые билеты, которые можно найти) и в такси (часто приходится вызывать машины с багажником сверху и доплачивать за это). С лыжами, думаю, похожая история.
А вот что стоит купить ещё дома:
-
одежду — специальную непромокаемую куртку, штаны и перчатки. Их можно взять в аренду, но это может быть весьма неприятно и негигиенично;
-
очки — они понадобятся вам сразу, как только вы подниметесь в горы. Солнце будет слепить нещадно;
-
ботинки — та же самая история, что и с одеждой: их очень неприятно арендовать;
-
защиту — шлем (обязательно!), наколенники и защиту копчика (особенно для сноубордистов), защиту спины (вы можете кататься аккуратно, но это не защитит вас от налёта сзади). Защита спасла немало жизней, а ещё без неё не действует страховка;
-
солнцезащитный крем. Солнце отражается от снега, так что лицо может сгореть в горах даже в –10.
Стойка и скольжение
Стоит разобраться с несколькими понятиями:
- Угол между доской и склоном — угол закантовки. От этого угла зависит, с какой силой кант сноуборда давит на снег.
- Есть две техники закантовки: заклон и ангуляция. Отличие в том, что в первом случае сноубордист просто наклоняет свое тело относительно земли, а во втором случае делает то же самое, но при это сгибает тело в тазе или позвоночнике. Второй способ позволяет добиваться переноса центра тяжести с меньшим уклоном центра тяжести в сторону.
Стороны сноуборда не равнозначны. У сноуборда 2 канта, передний и задний. Для начала следует освоить движение на заднем канте. Для этого нужно поднять носки и вдавить в землю, при этом доска не будет скользить вниз. Затем следует понемногу отпускать задний кант
В этот момент важно не забывать о согнутых ногах и балансировании руками. Делается это плавно, без рывков
Не резко давить вперед или назад, а постепенно менять центр тяжести. На этом этапе задача заключается в том, чтобы научиться контролировать скорость и ехать со стабильной скоростью.
После уверенного освоения заднего канта можно переходить к следующему занятию — изучению переднего. Можно начинать ехать на заднем канте, переходя на передний прыжком с поворотом на 180 градусов (это звучит сложно, но на деле не вызывает особых сложностей спустя некоторое время отработок). Либо начинать катиться с горы уже в таком положении. Для начала скольжения нужно медленно отжимать передний кант, опуская пятки. Для притормаживания, соответственно, прижимать передний кант, т.е. опускать носки. И все это без резких движений, иначе неизбежно падение на спину и неприятный удар затылком. Смотреть при скольжении на переднем канте нужно вниз по склону, к примеру, через плечо.
Чтобы закрепить навыки рекомендуется выполнять упражнение «елочка». Для этого не подойдет пологий склон, а методика упражнения заключается в спуске «из стороны в сторону», поперек склона. Это упражнение безопасно, но позволяет почувствовать быстрое скольжение.
Спустя некоторое время рекомендуется покататься в свитч стойке — стойке, обратной обычной, т.е. с заменой ведущей ноги. Такая техника улучшает умения езды.
Как выбирать сноуборд
Новичкам в этом деле следует для начала разбираться в двух параметрах: ростовка и тип прогиба. В пункте проката спросят, как правило, рост, вес и размер ноги. Начинающим обучение лучше брать в аренду доску с нулевым прогибом – плоскую и прямую (называется «Флэт»). Для катания на подготовленных, раскатанных трассах и льду также можно выбрать доску с классическим прогибом вовнутрь («кембер»). Доски с выпуклым или с гибритным прогибом подходят для продвинутых сноубордистов и для первых занятий категорически не подойдут.
Что касается ботинок – они должны быть точно впору. В ботинках должно быть так же удобно, как в повседневной обуви.
Обуваться можно стоя и сидя на снегу. Это должно происходить на ровной поверхности без уклона. Обуваясь стоя, следует наступить на доску одной ногой посередине. Можно обуваться на корточках, коленом прижав доску и обувая вторую ногу. Обувшись, требуется плотно прижать ногу к заднему креплению и закрепить фиксирующие ремни – в первую очередь тот, что ближе к пятке, затем второй, закрепляющий нос ботинка.
Выбор снаряжения
Начать рекомендуется с выбора снаряжения, от этого зависят первые успехи в этом виде спорта. Можно пользоваться прокатным снаряжением, но такой вариант подходит, чтобы покататься 2-3 раза, попробовать новое. Но если же человек серьезно собирается разобраться, как научиться кататься на сноуборде, без комфортного и подходящего по размеру снаряжения никуда.
Обувь
Начать следует с выбора обуви. Никаких особенных сложностей в выборе ботинок начинающего сноубордиста не поджидает: главное — подобрать обувь точного размера. Но отнестись к этому выбору следует ответственно: ботинки должны быть самой удобной частью экипировки. Они не должны жать, не стоит надеяться на то, что обувь разносится, но при этом ботинки должны плотно прилегать к ноге.
Защита
Затем следует выбрать защиту:
- подшлемник и шлем,
- защита копчика,
- наколенники,
- маска-очки,
- защита спины.
Здесь ключевой фактор тот же — удобство использования. Все элементы защиты должны плотно прилегать, не болтаться и не шататься. Важна не только безопасность, но и чувство безопасности, которое психологически поможет быстрее освоиться с основами езды на сноуборде.
Обратите внимание! Крайне не советуется игнорировать покупку защиты
Доска и крепления
Тут есть несколько основных советов:
Во-первых, покупать доску после обуви и защиты. Желание купить в первую очередь доску ожидаемо, это частая и понятная ошибка. Но подобрать доску под остальную экипировку (особенно под ботинки) значительно проще, чем наоборот.
Во-вторых, сначала купить б/у доску. Сноуборд будет царапаться, повреждаться. И переживания о сохранности новенького спортивного снаряда не поспособствуют комфортному обучению. Мало кто может сразу угадать, какой стиль езды понравится больше: длинная доска для скорости, или короткая для маневренности (помимо этого, размер доски зависит от роста человека), постановка креплений посередине для универсальности или сбоку для фристайла. А возможно человека заинтересует карвинг, что потребует специальную доску. Заранее такие вещи не предугадать.
Одежда
Следующее в очереди — подбор куртки, брюк, носков, перчаток и термобелья. Руководствоваться тут также следует в первую очередь удобством, а не стилем, как бы красочны некоторые костюмы не были. Термобелье должно эффективно испарять и быстро отводить влагу от тела, а не впитывать ее, а значит, следует выбирать белье из синтетики. Подбирать одежду нужно учитывая температуру в парке (наличие снега не гарантирует, что температура не будет плюсовой).