Фильмы похожие на москва слезам не верит
Содержание:
1
«Москва слезам не верит» — лидер советского проката 1979—1980 годов, при том что у него были такие мощные конкуренты, как «Экипаж» и «Пираты XX века» (впрочем, некоторые источники уверяют, что «Пираты» все-таки впереди). В любом случае «Москва слезам не верит» посмотрели 90 миллионов советских зрителей и еще миллионы из ста зарубежных стран, в которых он официально прокатывался. При всем этом наши кинокритики встретили картину без особого энтузиазма, восприняв ее как банальную мелодраму. Мнение прессы радикально изменилось лишь после того, как картина не только была номинирована на «Оскар», но и получила его в категории «Лучшая картина на иностранном языке». Режиссер Владимир Меньшов услышал эту новость первого апреля и, само собой, решил, что его разыгрывают.
Примечания
- ↑ . Радио Свобода, ведущий Сергей Юрьенен. Дата обращения 4 февраля 2019.
- Фильм стал третьим по счёту советским художественным фильмом, удостоенным премии «Оскар», после «Войны и мира» (1968) и «Дерсу Узала» (1975).
- ↑
- . Аргументы и факты (16 февраля 2005). Дата обращения 4 февраля 2019.
- (недоступная ссылка). НашФильм.ру. Дата обращения 4 февраля 2019.
- Evgen1978. . Сайт собора Святой Троицы г.Клин (25 апреля 2016). Дата обращения 4 февраля 2019.
- (недоступная ссылка). ИнфоБизнесРеклама Клин. Дата обращения 4 февраля 2019.
- . smoking-room.ru. Дата обращения 4 февраля 2019.
- . Власть. Коммерсант (10 октября 2005). Дата обращения 4 февраля 2019.
- (недоступная ссылка). RTVi. В Нью-Йорке с Виктором Топаллером. Дата обращения 4 февраля 2019.
Александр Фатюшин — Сергей Гурин, жених, затем бывший муж Люды, хоккеист
Александр Фатюшин и Ирина Муравьева в фильме «Москва слезам не верит». Фото: скриншот видео
К сожалению, судьба его персонажа в фильме «Москва слезам не верит» — спившегося знаменитого хоккеиста — во многом перекликается с жизнью самого Фатюшина. Такое же яркое начало и такой же печальный конец.
Все, конечно, помнят, что в мелодраме Меньшова в конце картины Гурин с алкоголем завязал. Но изначально финал был другим: хоккеист, снова пьяный, заявляется к бывшей жене и требует дать ему трешку на выпивку. Однако руководство Госкино сказало: завязал — так завязал. Нельзя, мол, показывать в кино советских спортсменов в таком свете. Кстати, после выхода на экраны знаменитой картины Фатюшин получил массу писем от бывших хоккеистов. Ему писали: «Вы будто нашу жизнь сыграли».
Александр Константинович исполнил десятки ролей в кино, среди которых было немало главных («Россия молодая», «Кровь за кровь», «Живая мишень», «Кодекс молчания», «Быстрее собственной тени»). И тем не менее не оказалось в его фильмографии фильма-визитной карточки. А ведь Фатюшин мог сыграть главного персонажа в легендарной картине Эльдара Рязанова «Служебный роман»: ему предназначалась роль мужа Верочки. Уже снявшись в половине своих сцен, Фатюшин был вынужден оставить съемки. Во время спектакля «Медея» в театре Маяковского, где служил артист, ему прокололи глаз копьем. Артиста тут же увезли на скорой. Началось долгое лечение. Фатюшин, понимая, что из-за его отсутствия Рязанову ещё долго не удастся закончить фильм, сказал: «Эльдар Александрович, вырезайте мою роль». В итоге актер появляется на экране в «Служебном романе» только в двух маленьких эпизодах.
Георгий Данелия утвердил Фатюшина на роль прораба Машкова в своей картине «Кин-дза-дза!». Но Александра Константиновича не отпустило в долгую съемочную экспедицию руководство театра.
Мог Фатюшин сняться и в знаменитом сериале «Петербургские тайны». Но отказался: традиционно предпочитал полный метр, а сериальное «мыло» не уважал. В итоге в этой телеэпопее режиссёра Пчелкина сыграл Николай Караченцов.
К сожалению, у артиста был распространенный в творческой (да и не только) среде недуг: тяга к алкоголю. Из-за этого у Фатюшина возникли проблемы в театре. Болезнь только усугублялась из-за творческой нереализованности в кино, которое артист обожал. К тому же он не мог смириться с тем, что стареет и уже не сыграет героя-любовника или бравого гусара. Вдова артиста и коллега Елена Мольченко в одном интервью призналась, что Фатюшин «крайне болезненно реагировал на возраст: седину, мешки под глазами, изменения в фигуре».
Фатюшина не стало 6 апреля 2003 года. Он умер во время просмотра футбольного матча по телевизору. Обожаемый им «Спартак» проиграл. Артист так близко к сердцу принял эту неудачу любимых футболистов, что у него случился инфаркт.
«В годы перестройки все круто менялось: проходила нечестная ротация игроков, и Саша очень переживал за своих друзей-спортсменов. Я не удивляюсь, что 6 апреля, когда он смотрел матч, снова все принял близко к сердцу, возможно, от этого и умер», — рассказывала в интервью вдова актера.
Фатюшину было всего 52 года.
4
Супруга сценариста Валентина Черных в воспоминаниях раскрыла, из чего зародилась идея фильма. «У Валентина был замысел написать пьесу «Дважды солгавшая» — о женщине, которая сначала соврала одному мужчине, выдав себя за богатую москвичку, а потом, когда сделала карьеру, обманула другого, побоявшись сказать, что она директор фабрики. Незадолго до этого Валентин переехал в столицу и непросто адаптировался. Когда мы познакомились, я была аспиранткой ВГИКа с отдельной квартирой, пропиской, а он — студентом, жил в общежитии. Комплекс немосквича, человека, который с трудом вписывается в столичную жизнь, оставался у него довольно долго. История Катерины — это история самого Валентина Константиновича».
Ошибка 4: вера в Бога и отрицание Церкви
Как человеку понять, в правильном ли направлении он движется? Ответ на этот вопрос можно получить, став членом единой общины – Церкви. Пожалуй, одним из самых частых аргументов, почему тот или иной «верующий» не ходит в храм и не живет полноценной церковной жизнью (свечи и куличи не считаются, простите), будет то, что для общения с Богом ему не нужен посредник (третье лицо в виде священника и пр.). Также оппонент может быть недоволен тем, что в Церкви «все за деньги», что священнослужители порой могут нагрубить или ошибиться, отнестись не так внимательно, как хотелось бы человеку, поэтому доверия к Церкви нет и отношение к ней соответствующее – как к чему-то не обязательному.
Такой подход избавляет от ответственности. Ведь если у кого-то заболит зуб, вероятно, он обратится к стоматологу. И если доктор нагрубит или не понравится еще чем-то, вряд ли после этого человек решит, что все стоматологи грубияны, и перестанем совсем лечить зубы. Но когда речь идет о Церкви, то мы забываем, что там находятся точно такие же люди. Да, предъявляемые ожидания к ним выше, но не надо забывать, что они не святые. Если же все-таки не перекладывать ответственность за свою жизнь на «плохую Церковь», то окажется, что неизбежно придется задавать себе очень неудобные вопросы и постоянно испытывать себя, сравнивая с тем путеводителем, который дан нам Христом в Евангелии, которое, как мы уже выяснили, необходимо изучать от Первоисточника, то есть в Церкви.
В ролях
- Вера Алентова — Екатерина (Катя, Катерина) Александровна Тихомирова, мать Саши, возлюбленная Гоши, бывшая возлюбленная Родиона, подруга Люды, Тони и Коли, директор комбината
- Ирина Муравьёва — Людмила (Люда) Свиридова, бывшая жена Сережи, подруга Кати, Тони и Коли, пекарь, работает на хлебозаводе, работает в химчистке
- Раиса Рязанова — Антонина (Тоня, Тося) Буянова, жена Коли, мать Гены и близнецов, подруга Кати и Люды, маляр
- Борис Сморчков — Николай (Коля) Михайлович, муж Тони, отец Гены и близнецов, электрик
- Александр Фатюшин — Сергей (Сережа) Гурин, бывший муж Люды, хоккеист
- Алексей Баталов — Георгий (Гоша, Гога, Жора, Юрий, Василий) Иванович, возлюбленный Кати, слесарь из НИИ
- Юрий Васильев — Родион (Рудольф, Рудик) Петрович Рачков, старший брат Вити, отец Саши, бывший возлюбленный Кати, телеоператор из «Останкино»
- Наталья Вавилова — Александра (Саша, Маруся) Тихомирова, дочь Кати и Родиона, возлюбленная Никиты, студентка
- Валентина Ушакова — Анна Никитична, жена Михаила Ивановича, мать Коли, бабушка Гены и близнецов
- Виктор Уральский — Михаил Иванович, муж Анны Никитичны, отец Коли, дедушка Гены и близнецов
- Зоя Фёдорова — тётя Паша, вахтёрша в общежитии
- Евгения Ханаева — мать Родиона и Вити, бабушка Саши, вдова
- Олег Табаков — Владимир (Володя), бывший женатый любовник Кати
- Владимир Басов — Антон Круглов, зам.начальника Главка
- Юрий Перов — Перов, кандидат технических наук
- Эдуард Озерянский — Эдуард Васильевич Озерянский, инженер-испытатель
- Виктор Незнанов — поэт
- Михаил Зимин — профессор Алексей Тихомиров, дядя Кати, троюродный брат мамы Кати
- Иветта Киселёва — Маргарита Тихомирова, жена профессора Тихомирова, тётя Кати
- Александр Жильцов — Никита, возлюбленный Саши, студент
- Юрий Коблов — Геннадий (Гена) Николаевич, старший сын Тони и Коли, старший брат близнецов, возлюбленный Марины, студент
- Нина Савищева — Марина, возлюбленная Гены, студентка
- Слава Матвеев — Виктор (Витя) Петрович Рачков в детстве, младший брат Родиона, дядя Саши, школьник-пионер
- Владлен Паулус — Леднёв (Михалыч), начальник цеха, мастер
- Наталья Санько — сослуживица Кати с завода
- Геннадий Ялович — друг Гоши на пикнике с собакой, доктор наук
- Альфред Солянов — друг Гоши на пикнике, бородатый гитарист
- Александр Бородянский — друг Гоши на пикнике
- Лариса Барабанова — работница хлебозавода, коллега Люды
- Галина Добровольская — работница хлебозавода, коллега Люды
- Елена Вольская — вахтёрша в высотке
- Инна Выходцева — режиссёр телевидения
- Людмила Стоянова — Людмила, корреспондент телевидения
- Гарри Бардин — главный инженер химкомбината
- Лия Ахеджакова — Ольга Павловна, директор клуба
- Михаил Бочаров — Борис Александрович, молодящийся мужчина в клубе
- Таисия Шутова — «невеста» в клубе «за 30»
- Лариса Данилина — «невеста» в клубе «за 30»
- Анатолий Чеботарев — Анатолий Григорьевич, жених в клубе’
- Владимир Гусев — генерал, клиент химчистки
- Муза Крепкогорская — жена генерала
- Александра Данилова — соседка Гоши
- Александра Денисова — соседка Гоши
- Ирина Кораблёва — Ирина (Ирочка), секретарша Кати (в титрах И.Березина)
- Николай Кузнецов — Николай Васильевич, начальник цеха
- Татьяна Жукова-Киртбая — Полина, сотрудница химчистки, коллега Люды (в титрах Т. Жукова)
- Любовь Калюжная — нянечка в роддоме
- Виктор Лазарев — старик в лифте
- Дмитрий Попов — Гена, друг Гоши на пикнике (нет в титрах)
- Владимир Меньшов — друг Гоши на пикнике в кожаном пальто и шляпе (нет в титрах)
- Роман Копейкин — хулиган на улице (нет в титрах)
- Николай Стыров — хулиган на улице (нет в титрах)
- Владимир Фирсов — стиляга на улице (нет в титрах)
- Иван Турченков — мужик, носивший пиво в пивной (нет в титрах)
- Александр Петров — профорг на хлебзаводе (нет в титрах)
- Владислав Сердюк — посетитель пивной (нет в титрах)
- Алексей Шубин — брат-близнец, младший сын Тони и Коли, младший брат Гены (нет в титрах)
- Михаил Шубин — брат-близнец, младший сын Тони и Коли, младший брат Гены (нет в титрах)
- Александр Пятков — баянист на свадьбе Тони и Коли (нет в титрах)
- Юрий Заев — гость на свадьбе Тони и Коли (нет в титрах)
- Михаил Калинкин — гость на свадьбе Тони и Коли (нет в титрах)
- Игорь Суровцев — гость на свадьбе Тони и Коли (нет в титрах)
- Александр Новиков — рабочий маляр, делающий ремонт в доме Гоши (нет в титрах)
- Юрий Потёмкин — ухажер в общежитии (нет в титрах)
- Алексей Дроздов — мужчина в парке, играющий в домино (нет в титрах)
- Борис Андреев — мужчина в парке, играющий в домино (нет в титрах)
-
Камео:
- Андрей Вознесенский
- Татьяна Конюхова
- Иннокентий Смоктуновский
- Георгий Юматов
- Леонид Харитонов
- Павел Рудаков
- Вениамин Нечаев
Сюжет
Москва, конец 1950-х годов. В столичном общежитии живут три 20-летние подруги, приехавшие из провинции. Их судьбы складываются именно так, как предполагает характер каждой из девушек. Целеустремлённая и сдержанная Катерина, недобрав баллов при поступлении в институт, работает на заводе. Стеснительная и простая Антонина трудится маляром на стройке и замуж выходит за москвича-рабочего. Самоуверенной и весёлой Людмиле Москва представляется лотереей, в которой она должна выиграть своё особенное счастье: выйти замуж за состоятельного столичного жителя. Она знакомится с симпатичным парнем — восходящей хоккейной звездой. Катерина, которая пошла на поводу у Людмилы и вместе с ней выдала себя за профессорскую дочь, горько расплачивается за свою авантюру. Она полюбила красавца-телеоператора Рудольфа, забеременела от него, а он, узнав, что она обманула его, оставляет Катерину наедине с её личными проблемами.
Прошло 20 лет. Антонина по-прежнему маляр на стройке, любит мужа и любима им, у них растут три сына. Людмила развелась с мужем, который, не выдержав бремени славы, стал алкоголиком. Катерина в одиночку вырастила дочь Александру, окончила институт и стала директором крупного предприятия, депутатом Моссовета. Её профессиональная карьера в полном порядке, однако личная жизнь так и не сложилась. Однажды в электричке она знакомится со слесарем Георгием, который совсем не похож на простого человека рабочей специальности: он интеллигентен, обаятелен, отличается широтой и оригинальностью жизненных взглядов. Катерина быстро влюбляется в него. Однако возлюбленный, несмотря на невысокий социальный статус, — сильная личность и привык быть лидером, и у героини возникает острая проблема: как сообщить ему о своей высокой должности? К тому же на жизненном горизонте неожиданно для Катерины появляется отец уже взрослой дочери Александры и умудряется одной случайно брошенной фразой поссорить влюблённых.
Георгий уходит, не закончив ужина, и исчезает. Не зная фамилии, адреса и места работы, найти человека в Москве практически нереально. Но Николай, муж Антонины, находит Гошу, который переживая случившиеся пьет дома, в совершенной изоляции, и объясняет ему причины поведения Катерины и уговаривает его вернуться. Георгий возвращается, Николай предлагает ему «дружить семьями», а Катерина констатирует: «Как же долго я тебя искала…».
Ошибка 1: вера в Бога и отрицание необходимости религии как вероучения
Если мы хотим выучить и знать английский язык, то обращаемся к учебнику, либо к тому, кто знает язык сам и готов нас ему научить. В вопросах веры действуют те же самые принципы – без изучения того, в Кого и во что мы верим, без получения знаний от первоисточника, такая абстрактная вера может привести к заблуждениям, к суевериям и другим ее искажениям. На каждой Литургии христиане поют Символ веры – азы православного вероучения. Без знакомства с вероучением и без его осмысления невозможно добровольно исполнять то, к чему Бог призывает человека, то есть невозможно верить правильно. Поэтому недостаточно одного лишь признания факта существования Бога, а необходим непрерывный процесс Его познания. Не случайно сам Иисус Христос повелел апостолам идти и учить все народы (Мф. 28:20).
Когда мы говорим, что верим в Бога, знаем ли мы и понимаем ли, в какого Бога мы верим?
Среди людей, называющим себя верующими, нередко встречается мнение, что Бог у всех один (то есть разные религии по сути говорят об одном и том же, только разными словами). Это большое заблуждение, так как истина может быть только одна. И для верующего Бог – это живая и совершенно конкретная Личность – Иисус Христос, который и есть «путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6). Таким образом, если рассматривать религию как синоним вероучения, то очевидно, что она совершенно необходима, так как получить эти знания в оригинале можно только в Церкви и в Евангелии.
История создания
В основу фильма лёг сценарий «Дважды солгавшая» Валентина Черных, который был им написан за 19 дней для конкурса сценариев о Москве и занял на этом конкурсе 3-е место.
Владимир Меньшов поначалу хотел отказаться от мелодраматического сценария, но всё же он его привлёк. Сначала интересным поворотом показался момент, когда героиня ложится спать, заводит будильник и просыпается через двадцать лет. Как позже признавался Меньшов, возможно, что в будущем фильме была некоторая автобиографическая для него и его супруги Веры Алентовой нотка. Они так же, как и герои фильма, прошли через общежитие, завоёвывали Москву, как приезжие провинциалы и лимитчики. Бюджет фильма был достаточно скромен, составив 550 тысяч рублей.
Актёрский состав кинокартины сложился не сразу. Первоначально на роль Катерины Меньшов планировал взять Ирину Купченко, Маргариту Терехову или Анастасию Вертинскую, но все они отказались. Евгению Ветлову не утвердил худсовет. Отчаявшись, он взял на эту роль свою жену, хотя самой Алентовой сценарий тоже не понравился. Галина Польских отказалась от роли Тоси, Инна Макарова и Клара Лучко — от роли матери Рудольфа Рачкова.
Производственные сцены фильма снимались в цехах ПО «Химволокно» в Клину, на время съёмок предприятие не останавливалось. Премьера фильма, которую посетили Владимир Меньшов и Вера Алентова, также состоялась в Клину, в заводском клубе посёлка Майданово.
После выхода картины на экран её создатели поначалу получили довольно прохладные отзывы как об упаднической по духу и довольно дешёвой мелодраме, эксплуатирующей низменные чувства зрителей. Премия «Оскар» и огромный кассовый успех картины стали полной неожиданностью для кинематографического руководства и критиков.
Владимир Меньшов и команда создателей не приехали на церемонию вручения «Оскара». По версии самого Меньшова, в то время он был «невыездным» и попасть в Лос-Анджелес не мог в принципе. О том, что он получил премию Американской академии киноискусств и наук, Меньшов узнал из программы «Время». Причём новость прозвучала в эфире 1 апреля 1981 года (церемония проходила 31 марта), и Владимир Меньшов счёл это за розыгрыш. Вместо него участвовал в торжественной церемонии и получал золотую статуэтку атташе по вопросам культуры посольства СССР в США.
Примечательно, что фильм Меньшова опередил и фильм-лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля «Тень воина», снятый японским режиссёром Акирой Куросавой, который ранее получал «Оскар» в этой номинации за советский фильм «Дерсу Узала». Довольно долго статуэтка хранилась в Госкино СССР.
Только в 1988 году Владимир Меньшов на первой церемонии вручения наград премии «Ника» получил своего «Оскара». Причём ему хотели только дать подержать статуэтку и потом забрать, но Меньшов подержал, не вернул и больше уже с ней не расстался.
Фильм «Москва слезам не верит» посмотрело около 90 миллионов зрителей; по результатам годового проката он занимает второе место среди всех советских фильмов после картины «Пираты XX века».
Примеры[править]
Да миллион раз же было! Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка? |
Театрправить
Шарль Гуно, «Фауст» — тропнеймер. Вагнер с Валентином радостно отмечали в кабачке начало военной службы. А потом пришёл Мефистофель и всё опошлил своими ехидными куплетами о том, что война — это кошмар и бессмыслица, угодная лишь Сатане, т. е. ему. Ну и заодно предсказал Вагнеру смерть в первом же сражении. Но разве же кто-то внял? Нет, Вагнер с Валентином просто не поняли смысла песни, ничуть не поколебались в своём убеждении, что идут на славное дело, а обнаружив, что говорят с самим Сатаной, просто изгнали его, используя крестовины мечей. Мефистофель, конечно, и не думал наставлять их на путь истинный, да и обманывать не собирался — просто троллил. Но по делу!
Литератураправить
- Михаил Первухин, «Пугачёв-победитель»: один из антагонистов романа, князь Мышкин-Мышецкий, вставший под знамёна Пугачёва — очень умный человек, который в сущности хочет использовать полуграмотного «анпиратора» в собственных целях. Тем не менее, именно в уста этого коварного дворянина автор вложил многие собственные соображения.
- Леонид Влодавец, «Призраки Бездонного озера». Местная владычица озера за ночь сменяет три обличья: прекрасной Ледяницы-Студеницы, шебутной Болотницы-Охотницы и коварной Лихоманщицы-Обманщицы. Первая помогает герою дельными советами, вторая врёт через раз, третья же только врёт и запутывает. «А если и правду скажет — всё одно обманет». Забыв об этой оговорке, герой не внял совету Лихоманщицы испить живой воды из святого источника, которая придала бы ему сил, зато чуть не испил мёртвой, поскольку Лихоманщица его от этого отговаривала. От гибели парня спасло только чудо.
Киноправить
С фитильком: некоторые зрители именно так воспринимают речь канцлера Давиля в фильме Леонида Нечаева «Не покидай!» («Господа, вы ужаснётесь последствиям!»). Дело в том, что торжество правды в тоталитарном королевстве подозрительно напоминает всеобщее развенчание в эпоху Перестройки, а все помнят, чем это кончилось в реальной жизни. Впрочем, герои сказки действуют от всего сердца, так что слова канцлера вряд ли окажутся правдой.
Телесериалыправить
«Подводная одиссея» — когда «Сиквест» захватили террористы, капитан Бриджер велел своей помощнице Хичкок на все вопросы отвечать врагам только правду. Главарь террористов, естественно, ждал от противников подвоха, будучи уверен, что они собираются усыпить его бдительность и в какой-то момент сказать ему неправду в ответ на важный вопрос. Когда настала пора удирать, главарь спросил, выдержит ли батискаф, на котором он собирался спасаться от подоспевшей к героям подмоги, давление воды на такой глубине. Хичкок ответила, что нет. «Ага-а! — воскликнул злодей. — Вот он, обман долгожданный!», вскочил в батискаф и уплыл. Когда затрещали стенки, он запоздало понял, что ему снова ответили правду…
Ошибка 3: вера в Бога и христианская жизнь
Поскольку «верить» – это глагол, то когда мы говорим о том, что во что-то верим, это должно подразумевать какие-то последующие действия с нашей стороны. Ведь если мы верим в законы физики, к примеру, в закон всемирного тяготения (гравитацию), то вряд ли будем выпрыгивать из самолета без парашюта в надежде на то, что останемся парить в воздухе. Или если мы верим в то, что для хорошего здоровья необходимо здорово питаться, много двигаться и полноценно отдыхать, мы будем стараться это выполнять. В отношении веры в Бога можно сказать то же самое, тем более, что сам текст Библии говорит о том, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Неслучайно Свт. Иоанн Златоуст в Беседах на книгу Бытия говорит о том, что залог прочности духовного дома человека – это и вера (как знание догматов), и правильная жизнь (дела).
Какова цель христианской жизни и как определить, что она идет в нужном направлении?
Большинству наверняка придут на ум общечеловеческие принципы: убивать нельзя, воровать плохо и пр. Если следовать только этим принципам, то может показаться, что живешь правильно. Однако христианское религиозное мировоззрение не ограничивается общепринятыми нормами морали и нравственности, а определяет критерии не только внешней, но и правильной духовной жизни; оно задает человеку гораздо более высокую планку – недостаточно просто избегать того, что и так запрещено уголовным законодательством большинства развитых стран, напротив, оно призывает к активным действиям – во всем поступать с людьми так, как мы хотим, чтобы поступали с нами (Мф. 7:12). Хочешь быть любимым? Люби сам. Хочешь, чтобы другие были к тебе снисходительны? Будь прежде сам снисходителен к другим.