Служебный роман

Съемки

Десять дней съемочная группа провела в турецком отеле «Адам и Ева», где снимали сцены корпоративной вечеринки по случаю назначения Юрия Самохвалова на должность заместителя директора.

Оставшиеся тридцать пять дней, снимали в Москве, в интерьерах одного из столичных бизнес центров, а также на улицах города. В частности – в парке Горького.

Все актеры с теплотой вспоминают съемочный процесс. Владимир Зеленский, исполнитель роли Новосельцева, отмечает: «Атмосфера на съемках была очень дружеская. С Маратом Башаровым мы постоянно разыгрывали друг друга. Тяжелее всего, оказалось, кататься на мотоциклах. Я же не умею их водить, поэтому, когда первый раз сел за руль, то чуть не разбил и его и себя, потому что перепутал газ с тормозом».

Сарик Андреасян вспоминает забавный эпизод, который произошел на съемках: «В одной из сцен Новосельцев должен был убегать от Калугиной по коридору. В этот момент девушка из массовки случайно вытянула руку и попала Зеленскому в подбородок. Это был нокдаун», – смеется режиссер.

Для Светланы Ходченковой съемки в фильме стали возможностью окунутся в мир офисной жизни, с которой актриса раньше не сталкивалась: «Я ведь человек из театральной среды».

Анастасии Заворотнюк вспоминает время съемок, как одно из самых счастливых в своей жизни. Например, ей очень запомнилась сцена появления Самохвалова: «Я должна была сказать: «Юра, какой ты красивый». А вместо этого получилось что-то вроде: «Юра, как же мы с тобой давно не это…». Понимаю, что-то не так, и добавляю: «не виделись». Мы так и оставили этот момент».

Продюсер картины Сергей Ливнев резюмирует: «Могу точно сказать, что вся команда пыталась быть максимально деликатной и уважительной к первоисточнику. Мы все любим фильм Эльдара Рязанова и хотели понять, как будет знакомая история выглядеть спустя 40 лет».

Наше время или 40 лет спустя

В 2011 году на киноэкраны выходит новая экранизация знаменитой пьесы – «Служебный роман. Наше время». Продюсер картины Сергей Ливнев считает: «Хорошая драматургия сегодня – большая редкость. Не случайно уже несколько столетий в театре, и в последнее время в кино создаются версии бессмертных пьес Шекспира, Мольера и Чехова. Ведь вне зависимости от эпохи вечные ценности остаются неизменными. В пьесе «Сослуживцы» главное – это человеческие отношения. Мы наблюдаем, как меняются герои под влиянием любви, которая одинакова во все времена».

С момента написания «Сослуживцев» прошло ровно 40 лет. За эти годы наша страна сильно изменилась. Ритм жизни современного человека стал динамичнее, отношения между людьми – жестче. Дефицит и очереди ушли в прошлое. Теперь есть выбор, а значит, есть и конкуренция.

Дефицитные микрокалькуляторы, магнитофоны и ЭВМ уступили свое место персональным компьютерам и ноутбукам. Без социальных сетей и модных гаджетов невозможно представить современную жизнь.

Казалось бы, все изменилось за 40 лет. Все кроме служебных романов…

Один из авторов сценария Николай Ковбас развивает идею создания новой экранизации: «Когда «Служебный роман» вышел на экраны – это был фильм «про нас». Мы любили и понимали его героев. Но прошло много лет, и наши дети не понимают, как огромный офис может работать без единого компьютера. Почему автоматическая ручка с цветными чернилами – это круто! Мы должны объяснять им, что колготки тогда были дефицитом, туфли можно было купить за двадцать рублей, а председатель профкома мог без спросу влезать в личную жизнь человека. То есть, всеми любимый «Служебный роман» стал фильмом, который нужно смотреть «в сопровождении взрослых».

Служебные романы случаются и в нашем современном мире. Все также плетутся интриги, кто-то погружен в карьеру, а кто-то несчастен в любви. Женщина-руководитель по-прежнему должна делать сложный выбор между карьерой и личной жизнью, и на каждой следующей ступени карьерной лестницы найти любовь все сложнее. Прошло почти 40 лет, а люди хотят простого человеческого счастья, поэтому история любви Калугиной и Новосельцева актуальна и в наше время.

Картина Эльдара Рязанова любима многими. Режиссер нового фильма Сарик Андреасян отмечает: «Прошло 32 года с момента выхода фильма Эльдара Рязанова. На дворе – ХХI век. Все поменялось, нас окружает техника. Люди стали другими: по-другому выглядят, ходят, у них другие ценности. Мы хотели снять современное кино, понятное и актуальное, сохранив при этом юмор и романтику оригинального фильма».

Персонажи обоих фильмов похожи, но ситуации, в которые они попадают, сегодня будут трактоваться по-другому. Зритель увидит много знакомого, но будет и дополнительная сюжетная линия, которую невозможно было представить в оригинальной пьесе.

«Девушка без адреса»

Это ранний фильм Рязанова, и с момента съемок в Москве поменялось очень многое. Пожалуй, самое замечательное здесь — вереница адресов, которые перебирает влюбленный строитель Паша в исполнении Николая Рыбникова, разыскивающий главную героиню Катю (Светлана Карпинская), с которой познакомился в поезде, следующем в Москву. Прощаясь с ним, она выкрикнула адрес своего дедушки, к которому приехала в гости, шум заглушил ее голос, и Паша услышал только начало: «Николо…» В столе справок ему сообщают, что улиц и переулков, названия которых начинаются так, в столице очень много — чтобы обойти каждый дом, потребуются годы. Но юноша не сдается и начинает методично обходить все возможные адреса.

Интересно, что Рязанов водит своего героя не только по Большому Николопесковскому переулку или Николоямской улице, но даже по адресам, не начинающимся с заветного «Николо…». Например, в фильме есть смешная сцена, в которой герой Рыбникова попадает в коммуналку, откуда его забирает милиция. Эта квартира находится в знаменитом доме со львами на Молчановке, построенном в 1914 году. Кстати, эти львы мелькают не только в этой комедии, но и в других фильмах — «Двенадцати стульях» Леонида Гайдая и «Офицерах» Владимира Рогового.

Еще в «Девушке без адреса» можно разглядеть Новокузнецкую улицу, Старую и Новую площади. Интересный момент связан с дедушкой Кати, который по сценарию работает в горкоме: для съемок сцены, в которой Паша приходит к дедушке, съемочной группе место искать не пришлось — и горком, и улица, в конце которой виден универмаг, являются декорациями, созданными на «Мосфильме».

Фильм «Служебный роман» — история съемок. С чего все начиналось

Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский (постоянный соавтор режиссера) написали пьесу «Сослуживцы» в 1971 году, с целью подзаработать денег. Она задумывалась как первая часть дилогии, вторая называлась «Родственники». Для написания оригинального текста понадобилось всего 22 дня. И в этом же 1971 году Новосельцев и Калугина «ожили» на театральной сцене (Московский театр имени Маяковского и Ленинградский театр комедии им. А. П. Акимова). Пьеса с большим успехом шла по всему Советскому Союзу, и суждено ей было пережить более 130 постановок. Примечательно, что в постановке Ленинградского театра в главных ролях участвовали Петр Вельяминов и Ольга Волкова (впоследствии, благодаря роли в этой пьесе, актриса получила специально для нее созданную роль официантки Виолетты).

Когда-то Эльдар Рязанов написал в своей книге («Неподведенные итоги»), что, присутствуя на постановке Псковского театра драмы, они вместе с Эмилем Брагинским никак не могли понять, в чем же дело: и персонажи вроде бы те же, что и в пьесе. И даже реплики будто похожи, а все равно что-то не так… Оказывается, все реплики, над которыми они трудились, чтобы те были разговорными, как в жизни, произносились стихами.

Однако отправной точкой для съемок фильма стала телепостановка московского тетра, которую часто показывало советское телевидение. Но эта работа очень не понравилась Рязанову. Куда-то исчезла атмосфера пьесы. Не было волшебства превращения «мымры» в нежную и красивую, любящую, а главное, любимую женщину. Тогда-то Эльдар Александрович и решил сам взяться за кинопостановку. А основным мотивом послужило его давнее желание поработать с Алисой Фрейндлих, и в роли Калугиной он видел только ее. Если бы вдруг она отказалась, то Рязанов и не взялся бы за переделку пьесы в киносценарий.

«Берегись автомобиля»

Начнем с героя Андрея Миронова — молодого работника Димы Семицветова, который продает из-под прилавка дефицитные приемники и прочую аппаратуру. Он живет на Смоленской набережной, в доме 2а. На кадрах хорошо виден метромост — рядом с ним как раз находится гараж, в котором Дима держит свой автомобиль, — а также набережная Тараса Шевченко.

Комиссионка, в которой работает Дима, — это трехэтажный квадратный домик на Сретенке (дом 1). Правда, комиссионного магазина там не было — здесь работал магазин «Цветы». Там же, в начале Рождественского бульвара, стоит церковь, возле которой была припаркована «Волга», ставшая капканом для благородного угонщика Юрия Деточкина (Иннокентий Смоктуновский). Церковь на момент съемок не функционировала, там в 1960-е годы был Музей морского флота. Если присмотреться, в фильме у входа в церковь-музей видна фигура моряка со штурвалом.

Конечно, важное место — Садовое кольцо, на котором снимали сцену погони за Деточкиным на такси: Каретный Ряд, Самотёчная площадь. Ну и незабываемый финал, в котором Деточкин произносит сакраментальную фразу «Здравствуй, Люба, я вернулся!», обращаясь к своей невесте, героине Ольги Аросевой, — это узнаваемая эстакада возле Парка Горького, которая тогда только-только открылась

Интересные факты о фильме «Служебный роман»

Вы наверняка не знали, что:

  • Рабочее название картины — «Сказка о руководящей Золушке».
  • Весь творческий коллектив был удостоен государственной премии (1978 г.), кроме Алисы Фрейндлих, потому что актриса уже была награждена за театральную роль, а в то время нельзя было получать награду дважды.
  • В здании, где снимали фильм «Служебный роман», расположены были организации с такими названиями, как «Главкость», «Управление внешних сношений», «Главспецшерсть», «НИИ Чего» и проч.
  • Стихи «У природы нет плохой погоды» были написаны Рязановым, однако он это скрыл. И отправил Андрею Петрову, сказав, что автор – Уильям Блейк. А чтоб тот вдруг не стал проверять, Эльдар Александрович сказал, что это новый перевод.
  • Перед тем как отправить свои стихи композитору, Рязанов показал их Мягкову, но когда тот стихотворение не оценил, Рязанов дал ему в своем следующем фильме «Гараж» роль немого.
  • Сцены поездки Ольги Рыжовой в транспорте снимали «на натуре», без привлечения массовки.
  • Дом, где снимали «Служебный роман», а точнее, крыша, где Калугина поливает цветы, – это крыша дома Нирнзее.
  • Конь из бронзы, которого носил Новосельцев, также является «звездой» фильмов «Бриллиантовая рука», «Формула любви», «Старый Новый год», «Семнадцать мгновений весны» и «Ширли-мырли».

  • Все участники настолько увлеклись съемочным процессом, что наснимали на три серии, и режиссеру потом пришлось вырезать целые сюжетные линии. Больше всех пострадал персонаж Людмилы Ивановой (общественница Шура).
  • В первой версии сценария мужа секретарши Верочки сыграл Александр Фатюшин, но в финальной версии фильма с ним остался только эпизод.
  • Голос, с которым Верочка выясняет отношения, – это голос Олега Басилашвли.
  • Сцена романтического ужина Новосельцева и Калугиной – полностью импровизация актеров.
  • «Служебный роман» включен в учебную программу в Китае для студентов, изучающих русский язык.
  • Все диалоговые сцены снимались с помощью трех камер, и актеры не знали, какая именно камера снимает их в данный момент.
  • В современной адаптации пьесы «Сослуживцы» главные роли сыграли Светлана Ходченкова, Владимир Зеленский, Марат Башаров и Анастасия Заворотнюк.
  • Помещение, где снимали «Служебный роман. Наше время», — это турецкий отель «Адам и Ева».
  • «Осовременивание» любимого фильма было холодно воспринято не только зрителями, но и самим Рязановым, который сказал, что «не собирается смотреть пародию на себя». Позднее он сам жалел, что продал права на экранизацию своих фильмов (то же касается и «Иронии судьбы 2»).

Что ж, насколько удачны или неудачны экранизации – время покажет. А нам, зрителям, остается только не пропустить очередную трансляцию своего любимого фильма, ведь его еще не раз покажут по телевизору. А потом еще и прогуляться по Москве, вспоминая места, где снимали «Служебный роман» — горячо любимый фильм не одним поколением.

Примечания

  1. ↑  (недоступная ссылка). Энциклопедия отечественного кино. Дата обращения 26 ноября 2019.
  2. . www.russiandvd.com. Дата обращения 26 ноября 2019.
  3. ↑ документальный фильм «Рождение легенды. Служебный роман» (телекомпания «Останкино»)
  4. . Meteoweb.ru | Архивы погоды. Дата обращения 26 ноября 2019.
  5. . AdMe — Творчество. Свобода. Жизнь. (12 октября 2019). Дата обращения 26 ноября 2019.
  6. В фильме «Рождение легенды. Служебный роман» утверждается, что дом, который использовался в общих планах как дом Калугиной, находится по соседству с похожим домом, в котором на то время проживал Андрей Миронов.
  7. В одном из первых кадров фильма, где Ольга едет на работу и бежит к электричке, диктор на станции зачитывает пропускаемые электричкой остановки «Маленковская» и «Москва III», а прибывает электричка на Ярославский вокзал — чётко видно его современное здание.
  8. . Культура МК (25 марта 2011). Дата обращения 26 ноября 2019.

«Гараж»

99 процентов действия картины «Гаража» происходит в одном помещении. Как вспоминал Эльдар Александрович, это было самым сложным моментом в работе над фильмом: показывать одних и тех же людей в одних и тех же декорациях и не потерять зрительского внимания — задача не из легких.

Тем не менее Москва в фильм все-таки попала, хотя и немного странным образом. НИИ охраны окружающей среды, где заседают ученые-зоологи и пайщики гаражного кооператива по совместительству, снимали в двух городах, соединив фасад одного здания с интерьером другого, как в «Служебном романе». Помните момент, когда героиня Лии Ахеджаковой вбегает в институт? Снаружи — это классический дом-усадьба Воронцовых-Раевских, который находится на Петровке (дом 14), в Москве, а внутри это… ленинградский Зоологический музей РАН.

Показывают нам и сцену субботника — в самом начале, когда идут титры. Ее снимали неподалеку от «Мосфильма», во 2-м Мосфильмовском переулке. Там тогда активно строились гаражи, и натура получилась самая что ни на есть подходящая.

Если проще одной

— Она ликвидировала подруг после предательства, но ее ведь не все предали. Почему всех, откуда такая радикальность?

— Потому что есть люди, которым кажется, что одним проще. Человек ощущает, что создать стену ему менее затратно, чем простить.

— И поэтому для нее рухнул мир, когда ее якобы предал Анатолий Ефремович, когда Самохвалов сообщил, что он ухаживал за ней только ради карьеры. Там была очень такая тонкая-тонкая игра актрисы, когда она снимала с себя кольца, у нее было полностью анемичное лицо, полные слез глаза. Тем не менее она держала эмоции, пыталась закурить, у нее дрожали губы и руки, но она сидела, как каменная, и продолжала диктовать.

— В этой сцене великолепно показано, как она умеет справляться, выходит из этого. Есть такая дезадаптивная схема — называется «Дефектность». «Это со мной что-то не так». У каждого были ситуации, когда оставляли, покидали, может, предавали.

— Но не каждый ликвидировал свое окружение.

— И там это тоже есть — обвинение в адрес себя, понимание, что «я не справляюсь», и еще какие-то вещи, которые заставляют человека уходить.

— А что было бы, если бы она осталась в этой пустоте и вакууме дальше, после «предательства» Анатолия Ефремовича?

— Думаю, что жила бы в этом, постепенно накапливая разочарование, горечь. Возможно, пострадало бы ее здоровье, так как тело реагирует на эти вещи. Продолжала бы выстраивать стены вокруг себя.

— Очень страшная жизнь, несмотря на внешнее благополучие.

— Я согласна, потому что там холод, в котором человек ожесточается. У него не остается милосердия и сострадания — к нему-то никто сострадателен не был. Никто не увидел среди этих защит ту красавицу, которой стала Людмила Прокофьевна, когда расцвела.

— А какие еще последствия воспитания в жестких стандартах могут быть помимо этой брони, безэмоциональности?

— Помимо брони там много чего есть. Заметьте, с каким удовольствием она служила. Бывает программа зависимого, покорного поведения. Схема самопожертвования — в 70-е годы на первом месте была Родина, партия. Потом общество, а потом, боже мой, ну да, конечно, надо семейную ячейку создать, но это, в общем, необязательно.

— Она себя предала, получается. Ты себя лишаешь жизни, ты себя предаешь.

— Когда ты не можешь отдохнуть, насладиться моментом, то жизнь становится двигающейся по четким, очень жёстким рельсам. Наш паровоз вперед летит, а где остановка — никто не знает.

— Наверно, и нет остановок.

— Остановка, к сожалению, есть. Гарантия производителя — все родившиеся умрут, но получается, что эту жизнь не удастся прожить полностью насыщенной.

Беседовала Маргарита Кичерова

К публикации подготовил Михаил Закурдаев

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в или в

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или

Также будем рады вам в наших сообществах во

Сюжет

Людмила Калугина — акула бизнеса, хозяйка рейтингового агентства. Анатолий Новосельцев — финансовый аналитик, фанатичный байкер и отец двоих детей. Коллега и приятельница Новосельцева, Ольга Петровна Рыжова, пытается подтолкнуть его к тому, что он достоин должности начальника отдела. Сама же она в институтские годы встречалась с новым заместителем директора — Юрием Самохваловым. Эта троица — Новосельцев, Самохвалов и Ольга — учились в одной группе в институте. Встретив своего старого друга, Самохвалов пытается продвинуть его в начальники отдела, пользуясь своей должностью и влиянием на Калугину. Все попытки оказать влияние на неё заканчиваются ничем. Сотрудники называют её за глаза «мымрой». В Новосельцеве она видит вялого и безынициативного сотрудника. Самохвалов предлагает тому слегка «приударить» за суровой бизнесвумен, чтобы продвинуться по службе, и приглашает обоих героев поехать в Турцию на корпоратив, где пытается их свести. Обидевшись, что Калугина игнорирует его ухаживания, захмелевший Анатолий Ефремович устраивает скандал и в присутствии гостей называет её «чёрствой» и «бессердечной», а затем роняет в бассейн.

На следующий день Новосельцев и Калугина оказываются в одном вагончике канатной дороги, который по стечению обстоятельств застревает. В разговоре за ожиданием починки фуникулёра мужчина пытается извиниться, однако делает это настолько неуклюже, что доводит Людмилу Прокофьевну до слёз. Он пытается успокоить её, и та рассказывает ему о своём одиночестве. В этот момент герои, ещё недавно испытывавшие взаимную неприязнь, делают первый шаг навстречу друг другу. Анатолий Ефремович продолжает ухаживать за начальницей — сначала из импульса получить должность, а затем исходя уже из развивающихся истинных чувств. А у Рыжовой возникают старые чувства к Самохвалову, которые скоро становятся достоянием окружающих, на почве чего и возникает конфликт между последним и Новосельцевым. Они с Калугиной ссорятся. Самохвалова увольняют за скандальную видеозапись, на которой он занимается любовью в кабинете бизнесвумен с похожей на ту женщиной (ею оказывается Рыжова в парике). А сам он — подосланный агент конкурирующей фирмы, которому поставлена задача подорвать репутацию агентства.

В решающий момент Самохвалов с помощью Рыжовой подменяет флешку с презентацией, оставленную Новосельцевым, на флешку с той самой видеозаписью. Узнав обо всём, тот мчится на место презентации на мотоцикле, но теряет висевший на шее носитель. В результате ему приходится импровизировать и буквально на пальцах, с привлечением присутствовавших гостей изображать диаграммы и графики из презентации, которую он сам и составлял. После презентации Анатолий Ефремович делает Калугиной предложение с использованием экономических терминов, она ему отвечает запиской на планшете, изображение с которого выводится на большой, видный всем экран.

В эпилоге пара едет на мотоцикле по Москве. На титрах демонстрируются неудачные дубли.

Интересные факты

Обычно каждая кинолента имеет свое рабочее название. Так вот, «Служебный роман» во время съемок назывался «Сказка о руководящей Золушке». По ходу съемок немного пришлось подкорректировать сюжетную линию секретарши Верочки. Заболел актер, который должен был играть в фильме ее мужа, работающего с ней в одном учреждении.

Решили не вводить нового актера, а довольствоваться телефонными разговорами Верочки с ним. Фильм от этого не стал хуже. Лия Ахеджакова замечательно сыграла свою роль самой модной девушки статистического учреждения.

К интересным фактам можно было бы отнести еще часы, которые висели в кабинете Калугиной и показывали одно и то же время – «9:30» на протяжении всей картины.

Москва – герой фильма

Снимая киноленту, Эльдар Рязанов очень хотел познакомить зрителей, никогда не бывавших в Москве, с местами, где снимали «Служебный роман». Именно поэтому картина насыщена видеоматериалом с московскими улицами, домами, людьми и транспортом. Город видится уютным и человечным, несмотря на то, что он все время в движении.

Герои фильма – рядовые сотрудники статистического учреждения – живут в спальных районах. Так, один из героев киноленты – Новосельцев, живет рядом с шумным проспектом Мира, но в не по-московски тихом переулке Чернышевского, утопающем в тени больших крон деревьев. Сейчас этот дом нежилой, в нем работает Ассоциация делового сотрудничества. Узнать его можно по навесу с узорчатой решеткой над подъездом. Только вот деревьев стало меньше. На Чертановской улице, как узнает зритель из фильма, живет секретарша Верочка.

Благодаря Оленьке Рыжовой, которая, судя по фильму, не совсем удачно вышла замуж за жителя Подмосковья и уехала из столицы, зрители знакомятся с проблемой приезда в Москву на работу из пригородов. В фильме показана толпа, бегущая на электричку, и такая же бегущая толпа народа с электрички в город. Это пригородная станция «Лосиноостровская».

Сюжет

Действие фильма разворачивается в Москве осенью 1976 года.

Главные герои — Анатолий Ефремович Новосельцев и Людмила Прокофьевна Калугина.

Анатолий Ефремович Новосельцев — сорокалетний мужчина, работающий старшим статистиком в большом статистическом учреждении, без видимых перспектив карьерного роста. Давно развёлся и в одиночку воспитывает двоих сыновей, которых отсудил у бывшей жены, ушедшей от него к другому мужчине. Застенчив и не уверен в себе.

Людмила Прокофьевна Калугина — директор этого учреждения. У неё служебная «Волга» с личным шофёром и хорошая квартира в центре Москвы, но она одинока и несчастна в личной жизни. Дело в том, что она рассталась с подругами, одна из которых увела её любимого мужчину. Поэтому Людмила Прокофьевна приходит на работу раньше всех и уходит позже всех. Сугубо деловая женщина, погружённостью в работу подавила в себе женское начало. Все сотрудники за глаза называют Калугину «наша мымра», хотя, как оказалось, ей всего лишь 36 лет.

Ольга Петровна Рыжова — коллега и приятельница Новосельцева, подаёт ему идею — попросить у Калугиной повышение и должность начальника отдела лёгкой промышленности, чтобы не просить у сослуживцев «двадцатку до получки», тем более, что эта должность вакантна. Тем временем в учреждении появляется новый сотрудник — Юрий Григорьевич Самохвалов, назначенный заместителем Калугиной. Новосельцев и Рыжова хорошо знакомы с ним: они учились в одной группе в институте, и у Рыжовой в институтские годы был роман с Самохваловым.

Пользуясь своим служебным положением, Самохвалов пытается продвинуть своего старого друга в начальники отдела, но попытка заканчивается ничем. Калугина считает Новосельцева посредственным и безынициативным работником, хотя на самом деле он просто засиделся на мелкой работе и перерос свою должность.

Самохвалов предлагает Новосельцеву «приударить» за директоршей, чтобы получить заветное повышение. Поначалу Новосельцев наотрез отказывается — он боится Калугиной и совершенно не воспринимает её как женщину, но в конце концов соглашается.

По случаю вступления в должность Самохвалов приглашает сослуживцев к себе на вечеринку, чтобы «свести» Новосельцева с Калугиной. Но последняя и посреди всеобщего веселья сохраняет официально-деловой тон и игнорирует неловкие попытки ухаживания со стороны Новосельцева. Изрядно выпивший старший статистик пытается очаровать начальницу своими талантами, но, поскольку его способности в чтении стихов, пении и танцах не получают признания, в присутствии гостей он называет Людмилу Прокофьевну «сухарём», «чёрствой» и «бессердечной».

На следующий день, по совету Самохвалова, он приходит в кабинет к Калугиной, чтобы извиниться, однако делает это неуклюже и даже доводит Людмилу Прокофьевну до слёз. Анатолий Ефремович пытается успокоить Калугину, и она рассказывает ему печальную историю своего одиночества. Так Новосельцев обнаруживает, что глубоко заблуждался относительно бессердечности и жестокости своей начальницы, и влюбляется в неё.

Уже из искренних чувств к Калугиной Новосельцев начинает ухаживать за ней. В Людмиле Прокофьевне просыпается женщина, и она постепенно влюбляется в своего подчинённого. В один из вечеров Калугина приглашает Новосельцева к себе домой, где его встречает очаровательная женщина, не имеющая ничего общего с «нашей мымрой».

На следующее утро Калугина производит фурор и в учреждении: она появляется чудесно преобразившаяся, впервые в жизни опоздав на работу. Новосельцев тоже меняется: к нему возвращаются мужской кураж и уверенность в себе. В то же время всё ещё любящая Самохвалова Рыжова начинает забрасывать того письмами через секретаршу Калугиной, Верочку, которая делает эти письма предметом сплетен и пересудов, стабильной «темой дня» в учреждении.

Самохвалов жалуется активистке месткома, Шуре, на преследования со стороны Рыжовой и просит повлиять на неё. О поступке товарища от Шурочки узнаёт Новосельцев и на глазах у Калугиной даёт ему пощёчину. В отместку Самохвалов рассказывает Людмиле Прокофьевне, как Новосельцев решил «приударить» за ней с целью повышения в должности.

Калугина шокирована внезапно открывшейся правдой. Она больше не верит в искренность чувств Новосельцева, и счастье влюблённых оказывается под угрозой, но герои всё-таки мирятся после короткой потасовки в учреждении. Согласно информации из финальных титров картины, «через девять месяцев у Новосельцевых было уже три мальчика».

«Ирония судьбы, или С легким паром!»

Пожалуй, самый известный рязановский адрес Москвы находится на юго-западе. Это проспект Вернадского, 125 — дом, где жил со своей мамой скромный любитель предновогодних походов в баню Женя Лукашин, которого сыграл Андрей Мягков. Этот дом не пропустишь — на нем есть даже мемориальная доска. Любопытно, что ленинградская квартира героини Барбары Брыльской Нади снималась не в Ленинграде, а практически тут же, на проспекте Вернадского, в доме 113.

В «Иронии судьбы» вообще отлично показан юго-запад, в 1970-е годы активно застраивавшийся и обживавшийся, — улица Новаторов, церковь в Тропареве.

Есть забавный момент, который замечают все, кто хорошо знает Москву и Санкт-Петербург. Помните, как Надя запирает спящего Лукашина у себя в ленинградской квартире и идет покупать ему билет до Москвы? В ее прогулке до вокзала удивительным образом смешались ленинградские и московские ландшафты. Сначала она идет по стрелке Васильевского острова, потом вдруг оказывается в Лефортове, а потом снова возвращается в Ленинград.

Одна из главных загадок «Иронии судьбы» — та самая баня, в которой герой Андрея Мягкова в начале фильма входит в измененное состояние сознания вместе со своими друзьями. Говорят, эти банные сцены снимались в Сандунах, но так ли это в действительности — неизвестно, и утверждать это со стопроцентной уверенностью мы не беремся.

Самохвалов-Басилашвили

Олега Бсилашвили и Эльдара Рязанова связывает давняя дружба, начавшаяся с шутки. Однажды, придя в БДТ, чтобы повидаться с Сергеем Юрским, Рязанов увидел Басилашвили на сцене. Когда спектакль закончился, Эльдар Александрович за кулисами сказал Басилашвили: «Я не понимаю, почему вы не снимаетесь у меня в картинах?» На что получил ответ: «Я тоже этого не понимаю». Рязанов даже написал расписку, в которой пообещал снимать Олега в каждом своем фильме. После этой встречи случай представился буквально сразу – Олег Басилашвили должен был сниматься в «Иронии судьбы». Он был уже утвержден на роль Ипполита, но незадолго до начала съемок у него умер отец, и в итоге роль досталась Юрию Яковлеву.

Как потом признавался сам Рязанов в своей книге, он дал роль Самохвалова интеллигентному Басилашвили, руководствуясь режиссерским расчетом

Ведь было важно показать подлеца, притворяющегося честным, интеллигентным и обаятельным, «своим до мозга костей» человеком. Роль должна быть именно отвратительной (в плане характера), а не смешной

Алиса Фрейндлих (Людмила Калугина)

Алиса Фрейндлих тогда и сейчас

Главную роль в фильме «Служебный роман» сыграла советская и российская актриса Алиса Фрейндлих. В комедии она предстала перед зрителями строгой и некрасивой начальницей «родного статистического учреждения» Людмилой Прокофьевной Калугиной — женщиной неопределенного возраста со старомодными очками в грубой оправе, которая «вся скрючится и скукожится, как старый рваный башмак, и чешет на работу».

Актеры фильма «Мимино»: тогда и сейчас

Для воплощения в образ Фрейндлих совершила поистине героический поступок, согласившись изуродовать себя до неузнаваемости. Ей это удалось сполна – за роль Калугиной Алисе Бруновне присвоили звание «Лучшей актрисы года».

После «Служебного романа» Алиса Фрейндлих продолжила свою актерскую карьеру. Она снялась в нескольких десятках фильмов, которые вошли в «золотой фонд» отечественного кинематографа, а также стала ведущей актрисой Большого драмтеатра им. Товстоганова.

Подбор актеров

Акула бизнеса в рейтинговом агентстве – это нынешняя Людмила Прокофьевна, а офисный служащий, он же финансовый аналитик Новосельцев, – еще и мотогонщик. Самохвалов – свой человек в Шанхае с далеко идущими подозрительными знакомствами. Теперь не просто карьерист, а и шпион (дополнительная сюжетная линия). Все это – типичный нынешний передний край бизнес сферы. Эльдар Рязанов подбирал актеров для своего фильма, которых любила и знала публика. Встал вопрос: «А кого любит нынешняя молодежная публика?»

«Неудачник» и «грустный клоун» Новосельцев – однозначно это Владимир Зеленский. Так решили авторы фильма. Только у него не два мальчика, как по предыдущему сюжету, а две девочки. А лучшей начальницей, «мымрой», как ее называют за глаза сотрудники, которой просто не везет в любви, на пробах оказалась Светлана Ходченкова. Марат Башаров – Самохвалов и Анастасия Заворотнюк – Олечка Рыжова, также были утверждены режиссёром на их роли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector