Почему современный театр
Содержание:
- Екатеринбургский театр оперы и балета
- Театр в Древнем Риме
- Роль в современном мире
- Почему не всё современное искусство можно назвать современным
- Почему театр — это часть современного искусства
- Сторителлинг
- Детский музыкальный театр имени Н. И. Сац
- Программа курса
- Театр сатиры
- Большой театр
- Театральные фестивали
- Переход от Возрождения к Просвещению
- Что будет с современным театром в будущем
- Мариинский театр
- 1. Большой театр
- Театр-студия под руководством Олега Табакова
- Театральные жанры
- 7. Московский академический театр сатиры
- Театр на Таганке
- В заключение
Екатеринбургский театр оперы и балета
Екатеринбургский театр оперы и балета — обладатель многочисленных российских и международных премий за постановки. Балет «Цветоделика», например, — номинант премии «Золотая маска».Фото: Алексей БУЛАТОВ
Адрес: Екатеринбург, ул. Ленина, 46а
Цена билетов: от 200 руб.
История
Театр оперы и балета в Екатеринбурге был основан в 1912 году. С тех пор его награждали разными премиями за постановки. Театр всегда славился своими традициями, знаменитыми певцами и танцовщиками, дирижерами и режиссерами. Репертуар насчитывает десятки опер и балетов, и каждый сезон готовит для ценителей классического искусства новые спектакли.
Сейчас, помимо них, тут проходят музыкальные фестивали международного уровня.
Репертуар
Оперы | Балеты |
«Ветер» | «Красный мак» |
«Сказка о царе Салтане» | «Бахчисарайский фонтан» |
«Орлиный бунт» | «Доктор Айболит» |
«Декабристы» | «Барышня и хулиган» |
«Емельян Пугачев» | «Левша» |
«Пророк» | «Конек-горбунек» |
Интересные факты
Опера «Отелло» — одна из самых известных постановок этого театра.Фото: Алексей БУЛАТОВ
Название «Театр оперы и балета» появилось только в 1931 году. Начиная с середины 20-х годов Свердловский оперный театр приобрел известность и славу одного из лучших в стране благодаря непрерывной работе талантливых артистов и режиссеров. Здесь начали свою карьеру такие известные артисты, как Ирина Архипова и Сергей Лемешев.
Театр в Древнем Риме
В Древнем Риме театр был в первую очередь для развлечения толпы зрителей. А актеров считали одним из низших слоев населения, мало кто из римских актеров достиг уважения в театральном искусстве. Чаще всего актерами становились отпущенники и рабы. В римском театре, как и в греческом, места для зрителей располагались в зависимости от основного круга. Кроме трагедий и комедий, римские актеры играли антонимы, пиррихии, мимы и аттеланы. Посещение театра было бесплатно как для женщин, так и для мужчин, но не для рабов. Чтобы привлекать зрителей и удивлять их роскошью, организаторы игр украшали зал золотом, кропили в нем ароматнейшие жидкости и усыпали пол цветами.
Роль в современном мире
Театр занимает важнейшее место в современном мире искусства, и поэтому он предназначен для широкой аудитории и изо дня в день собирает все больше новых зрителей. Очень часто в современных театрах идут пьесы, посвященные работам известных классиков, это позволяет получить новые знания и лучше ознакомиться с историей. На сегодняшний день существует множество академий и школ, где можно получить профессию актера.
Но, помимо большой академии, где обучают будущих актеров, есть и небольшие заведения, например студия театрального искусства, в которую может попасть любой талантливый человек, желающий проявить себя и обучиться всем тонкостям актерского мастерства. Некоторые современные театры поражают нас своей красотой и пластичностью архитектурных форм.
Почему не всё современное искусство можно назвать современным
Д. О.: Многие думают: «Современное — это то, что сейчас происходит». Соответственно, все художники, которые пишут сейчас, современные. Это, конечно, полное непонимание, потому что речь идет не о тех, кто пишет сейчас, а о тех, кто пишет как-то сейчас или делает как-то сейчас. А как это определяют критики.
Мы еще забыли такой московский термин, как актуальное искусство. Вот есть обычное искусство, сувениры, музеи какие-то. А есть актуальное искусство — художники, которые нащупали тренд или нащупывают, и мы за ними следим, чтобы этот тренд как-то поймать.
М. Д.: Когда я для себя пыталась определить, что вкладываю в это слово (современность — прим. «Бумаги»), поняла, что это в первую очередь про некую оптику. Про то, как художник видит мир.
Эта категория крайне неуловимая. Как-то формализовать и сказать, что современное, а что уже не очень, я не могу. Но когда ты всё время этим занимаешься, включается какая-то интуиция. Для меня категория современности ключевая в оценке произведения искусства, потому что если оно не современное, если я не вижу в нем современной оптики, то оно мне гораздо менее интересно. Притом что оно может быть сделано качественно.
Д. О.: Меня современность интересует в меньшей степени. Для меня она не является однозначным показателем. Мне интересна современность в связи с прошлым, насколько мы можем его себе представить, и в связи с будущим, насколько мы можем его вообразить. Мне интересна многоуровневость понимания.
Важна мощь, которую на самом деле чувствуешь редко. Мы в Петербурге привыкли к мощи, которая нас окружает: живопись, архитектура. Вообще, мы живем в столице. Если бы я жил в каком-то небольшом городочке или в деревне и приехал в столицу с расширенным, как сейчас, сознанием к искусству, то сошел бы с ума.
Почему театр — это часть современного искусства
Марина Давыдова: Театр возник в Древней Греции и существует до сих пор — за ним стоит много тысячелетий развития, видоизменений. Если говорить о современном искусстве, то можем ли мы оперировать этими терминами как рядоположными? Современное искусство, как я понимаю, это некое явление, возникшее в обозримом прошлом, в послевоенное время. До этого момента говорят об авангарде, модернизме, но никто не говорит о современном искусстве. Это недолго существующий феномен.
Современное искусство как бы считает, что наследует «изобразиловку» (изобразительное искусство — прим. «Бумаги»). Хотя мы сейчас видим, что оно вовлекло в свой ареал представителей самых разных видов искусства. И если это так, то тогда, на мой взгляд, есть два правильных пути.
Первый: если мы употребляем понятие «современное искусство», то должны говорить о некотором феномене под названием «современный театр». Он тоже есть — и отличается от каких-то предшествующих этапов развития театра. Есть огромная дистанция между этими формами и тем, что мы наблюдаем в театре 30-х, 40-х, 50-х годов. Эта такая же дистанция, как между современным искусством и тем, что ему предшествовало.
Или же мы должны сказать иначе: есть только пространство современного искусства. И современный театр есть такая же часть этого искусства, как, например, современная музыка.
Дмитрий Озерков: Я бы резко не противопоставлял эти два поля человеческой активности (современное искусство и современный театр — прим. «Бумаги»), потому что для меня в произведении есть что-то чуть более театральное, а что-то чуть более скульптурное и живописное, связанное с активным действием людей. Есть же разный театр: греческий, документальный и так далее. Также и то, что называется современным искусством, разное.
На мой взгляд, два последних наиболее интересных произведения в современном искусстве, которые были замечены, получали разные призы на Венецианской биеннале — это работы, так или иначе связанные напрямую с театром. Я имею в виду Тино Сегала и Имхоф.
Эти две работы характеризуются двумя вещами. Во-первых, это вторжение театрального в область, которую мы обозначили как современное искусство. Второе — это вторжение длительности, временности. Если я смотрю на обычную скульптуру или живопись, то сам выбираю, сколько на нее смотрю. Но если я смотрю некий театральный перформанс, то какое-то время там нахожусь, чтобы понять, что происходит. У спектакля может не быть четкого начала, конца, но есть некая длительность.
Очень интересен звонок, который впервые возник с видеоартом. Работы видеоарта на любой выставке отличаются тем, что их нужно смотреть долго. В любом случае сколько-то минут ты там проводишь. Если на выставке 20 видеоработ, то на нее нельзя просто забежать. Нужно ее действительно отсмотреть, чтобы что-то понять. Это интересная история про длительность, про вторжение длительного как категории театральной, категории кино.
Перформанс «Фауст» Анне Имхоф. Фото: chromart.org
Сторителлинг
«Когда-то давным-давно…» – так начиналось много сказок, которые мы слышали в детстве. Теперь же так начинаются многие спектакли в жанре сторителлинг. Главным материалом для таких спектаклей становятся сказки, легенды, мифы и простые истории из жизни. Главная цель – рассказать интересную и захватывающую историю.
В сторителлинге, казалось бы, нет ничего нового и удивительного. Но если вспомнить посиделки у костра, когда кто-то рассказывает историю, а остальные слушают, стараясь не пропустить ни слова, то можно понять, насколько важными для нас являются такие встречи. Неудивительно, что сторителлинг используется в психотерапии. Кроме этого, такой вид деятельности существовал всегда: в племенах рассказывали истории, рисуя наскальные изображения, мудрецы использовали истории для обоснования своих мыслей, индейцы говорили, что тот, кто рассказывает истории, правит миром, а Иисус использовал притчи в своих проповедях. Только сейчас, во время развития современных технологий, вместе с книгами ушли и захватывающие истории. Также меньше стало интересных рассказчиков, которые увлекали бы своей историей многочисленную публику. Чтобы это все не ушло в небытие, как раз и появился сторителлинг.
Прелесть сторителлинга заключается в том, что вместо готовой картинки автор преподносит только штрихи, а разрисовывает все воображение зрителя. Поэтому спектакли в этом жанре не нуждаются в масштабных декорациях, ярких костюмах, замысловатой режиссуре – все, что нужно, это история, рассказчик и слушатель. Рассказчики здесь зачастую имеют право импровизировать, добавляя все больше деталей в историю. Прямое общение со зрителем является одной из главных составляющих жанра.
Примеры
В 2015 году на «ГогольFest» показали первый украинский спектакль-сторителлинг «Гайдамаки» по мотивам поэмы Шевченко. К сожалению, после этого в этом жанре у нас никаких обновлений.
В России сторителлинг пользуется большим спросом: так, при Центре им. Мейерхольда существует Мастерская сторителлинга. Также Евгений Гришковец является одним из главных сторителлеров России, несмотря на то, что ставил свои спектакли еще задолго до того, как жанр стал популярным.
В Европе Тим Крауч представляет жанр сторителлинга, убеждая театральных критиков в том, что это важная часть современного театра. А в Америке PigPen Theater создает театр сторителлинга с песнями и банджо.
Детский музыкальный театр имени Н. И. Сац
В списке музыкальных театров России одним из первых считается Детский музыкальный театр имени первой в мире женщины — оперного режиссера Натальи Сац.
Датой своего рождения театр считает 21 ноября 1965 года, когда состоялась премьера оперы «Морозко» Михаила Красева. Первое время у театра не было собственной сцены, но затем он переехал в здание бывшей гостиницы «Славянский базар». В 1979 году у него появилось собственное помещение на проспекте Вернадского. Его увенчала фигура Синей птицы, ставшей символом театра.
В репертуаре драматические постановки, балеты и оперы. Например, «Золушка», «Кошкин дом», «Повелитель мух», «Принц и нищий», «Чиполлино», «Щелкунчик», «Снежная королева», «Сын полка». Сейчас директором театра является Георгий Исаакян.
Программа курса
- Театр в истории и теории культуры. Категория театральности.
- «Весь мир – театр, и люди в нем актеры»: театральные метафоры в повседневной жизни.
- Театр и ритуал. (Со)присутствие и (со)участие в театре. Проблема театрального зрителя.
- Маска, роль, амплуа в истории культуры. Театральные и перформативные аспекты персональной идентичности в истории культуры: практики костюмного переодевания и перевоплощения.
- Проблема актера в истории культуры. Актерство и проблематика персональной идентичности. Проблема искренности и подлинности в современной культуре.
- Драма и театр. Театральные жанры в истории культуры. Трагедия, комедия, фарс, мелодрама. В поисках катарсиса. Пафос и сильные чувства: их источники в культуре современности.
- Как звучит и как молчит спектакль? Текст, речь, голос и звук в театре.
- Сцена и спектакль. Эффекты спектакулярности в истории культуры. Иммерсивный театр.
- Социальный театр. Театротерапия.
- Театр и перформанс. Театр и медиа. Эффекты сиюминутности в истории культуры. Ситуация прямого эфира в современной культуре. Театр и экран.
- Жестокость и насилие как темы театра и перформанса. Театральный авангард. Театр и политика. Театр как «вещь в себе». Театр без зрителя. Театр и эксперимент. Лабораторный театр.
- Цирк, спорт, танец. Театр и тело.
Театр сатиры
Очень любим зрителями! Со времени своего появления он отображал жизнь горожан, показывал все недостатки и высмеивал их. Актеров всегда знали в лицо, они прекрасно исполняли комические роли не только на сцене, но и в кино. Театры сатиры всегда были в первых рядах тех, кому запрещали ставить те или иные постановки. Это было связано с цензурой. Высмеивая отрицательные стороны поведения человека, нередко можно было переступить грань дозволенности. Запреты только привлекали ещё больше зрителей. Великолепные актеры театра сатиры, которые хорошо известны: А. А. Миронов, Ольга Аросева, Спартак Мишулин, Михаил Державин, Нина Корниенко, Александр Ширвиндт. Благодаря этим людям театры сатиры стали любимы зрителями.
Со временем появляются виды театров, которые либо уже давно забыты, либо совершенно не похожи на что-либо существующее.
Большой театр
Государственный академический Большой театр России считается одним из крупнейших в стране. Он всегда занимает первые позиции в списке известных театров России.
Свою историю ведет с 1776 года, когда губернский прокурор Петр Урусов получил разрешение от Екатерины II содержать театральные представления. Князь приступил к строительству здания на правом берегу Неглинки. Однако здание сгорело еще на этапе строительства. Проектом занялся англичанин Меддокс, под руководством которого и был построен театр, известный в то время как Большой Петровский.
Во время Отечественной войны 1812 года здание театра было полностью уничтожено, новое построили по проекту Осипа Бове к 1824 году. На протяжении всей своей истории именно здесь проходили основные премьеры, определявшие развитие отечественного театрального искусства. Именно поэтому он и входит в список лучших театров России.
Программные постановки — опера «Борис Годунов» Модеста Мусоргского в 1888 году, «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова в 1901 году с Шаляпиным в роли Ивана Грозного, «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича в 1935 году, опера «Повесть о настоящем человеке» Сергея Прокофьева в 1960 году, балет «Спартак» Арама Хачатуряна в 1968 году, опера «Катерина Измайлова» Дмитрия Шостаковича в 2016-м.
Сейчас театром руководит Владимир Урин, художественный руководитель оперы Маквала Касрашвили, балета — Махар Вазиев.
В списке театров России Большой театр занимает особое место, считается, что хоть раз в жизни в нем должен побывать каждый житель страны.
Сейчас в Большом театре сохраняют классические постановки и в то же время постоянно экспериментируют. Например, ставят балеты по произведениям Дмитрия Шостаковича «Болт» и «Светлый ручей».
К постановке опер постоянно привлекают знаменитых режиссеров, которые успели стать известными с драматическими или кинопостановками. Здесь можно отметить опыт сотрудничества с Темуром Чхеидзе, Александром Сокуровым, Эймунтасом Нюкрошюсом.
При работе с оперными партитурами в Большом театре их стремятся очищать от более поздних пометок, возвращаясь к авторским классическим редакциям. Стоит отметить, что не все эксперименты заканчиваются удачами. Например, в 2005 году скандалом закончилась премьера оперы Леонида Десятникова «Дети Розенталя». Причем во многом это было связано исключительно с неоднозначной репутацией автора либретто, прозаика Владимира Сорокина.
Театральные фестивали
- Dance Open — международный фестиваль балета
- Авиньонский фестиваль
- Алтан Сэргэ — международный фестиваль национальных театров
- Всероссийский театральный фестиваль имени Олега Янковского
- Всероссийский фестиваль «Реальный театр»
- «Голоса истории» — международный театральный фестиваль Вологодской области
- Дягилевский фестиваль — международный многожанровый фестиваль
- Золотая маска — российская национальная театральная премия и фестиваль
- Золотой Арлекин — Саратовский областной театральный фестиваль и одноимённая театральная награда
- Майатул
- Международный оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина
- Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова
- Международный фестиваль искусств имени Сахарова
- Ново-Сибирский транзит — межрегиональный фестиваль-конкурс драматических театров Сибири, Урала и Дальнего Востока
- Платоновский фестиваль искусств
- Фестиваль «Браво!» — Свердловский областной конкурс на лучшую театральную работу года и фестиваль
- Фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева
- Эдинбургский международный фестиваль
Переход от Возрождения к Просвещению
Переход от Возрождения к Просвещению был очень бурным, долгим и достаточно болезненным как для актеров, так и для зрителей. Театр Возрождения из года в год постепенно умирал, но просто так умереть такому чуду человеческой мысли, как музыкально-театральное искусство, не удалось. Последний и один из сильнейших ударов ему нанесла пуританская революция. Англия, которая совсем недавно была полна жизни и радости, ярка и красочна, в один миг стала богомольной, одетой в темные одежды и чересчур благочестивой. В такой серой жизни театру не нашлось места. Их все закрыли, а чуть позже и здания сожгли. В 1688 году в Англии произошла долгожданная революция, после нее как раз случился переход от Возрождения к Просвещению.
Вернувшись к власти, Стюарты полностью восстановили театры, но теперь они значительно отличались от представителей прошлой эпохи. В 18 веке музыкальное и театральное искусство расцветает пышным букетом новых жанров. Огромной популярностью начинают пользоваться балладная опера, пантомима и репетиция. С того момента английский театр больше волновали доходы, чем проблемы. В 1737 году правительство Англии утвердило акт контроля над театральной жизнью, и с этого момента все написанные пьесы проходили жесткую цензуру.
Что будет с современным театром в будущем
М. Д.: Если мы проследим за историей, то в XX веке в 20-е годы был момент всплеска; 30-е, 40-е, 50-е гораздо спокойнее, конвенциональнее. Еще один всплеск происходит в 60-е. После этого всплеска опять затишье. Следующий всплеск в нулевые годы. Сейчас я вижу, как всё идет на спад, начинаются повторы, не появляются великие имена — и это происходит много лет. Это не страшно, потому что в какой-то момент случится определенный всплеск. Это работает как приливы и отливы.
Думаю, что произойдет большая сегрегация, останется искусство в его более-менее конвенциональных формах, которые для меня уже помещены в область entertainment. Есть «театр поиска», в котором всё больше будут размываться границы между искусством и жизнью. Дальше будут размываться границы самого искусства, но они и без того размыты.
У театра и современного искусства есть та возможность, которой нет у кинематографа и литературы, — это жизнестроительство. Книга или кино этого не может, потому что запечатленная в них реальность — это фантомы. А театр здесь и сейчас, мы строим параллельные реальности и одновременно в них играем.
Д. О.: Мне кажется, что главное, куда мы идем, — это выход из театра и искусства рукотворного, сделанного руками и голосами. Нас полностью захватывает сфера цифрового, сделанного программистом. Технологии ведут нас вперед. Мы будем говорить, какой это ужас, как это бездушно и бездуховно, а следующее поколение просто будет в этом жить.
Мариинский театр
В Мариинском театре вы увидите как классические постановки, такие как «Баядерка», так и более экспериментальные.Фото: globallookpress.com
Адрес: Санкт-Петербург, Театральная площадь, 1
Цена билетов: от 700 руб.
История
Рейтинг театров России, в которых стоит непременно побывать, чаще всего открывает Мариинский театр. Это первый музыкальный театр страны, положивший начало целой эпохе отечественного искусства. Мариинка неизменно входит в список театров оперы и балета в России и в мире, в которых проходят самые громкие премьеры. Исторически труппа была основана в 18 веке, но до революции функционировала под эгидой дирекции Императорских театров. До 1886 года для оперных и балетных постановок в основном использовали здание Большого театра. Нынешнее здание было построено в 1860 году архитектором Альбертом Кавосом на Театральной площади Санкт-Петербурга.
Репертуар
Оперы | Балеты |
«Аттила» | «Анна Каренина» |
«Алеко» | «Петрушка» |
«Севильский цирюльник» | «Иоланта» |
В театре можно увидеть как классические, так и современные постановки.
Интересные факты
Свое название театр получил в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II и матери Александра III. Занавес Мариинки, созданный в смешанной технике аппликации и живописи по ткани, стал официальной эмблемой театра. Его узор скопирован со шлейфа платья императрицы. В разные годы на сцене Императорского театра оперы и балета выступали Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Федор Шаляпин. В советское время Мариинку переименовали в Театр оперы и балета имени Кирова, а в 1992 году вернули прежнее название.
Мариинский театр остается одним из самых известных не только в России, но и в мире.Фото: globallookpress.com
Мариинский театр остается одним из самых известных не только в России, но и в мире. Современный театральный комплекс Мариинского театра включает в себя помимо основного здания на Театральной площади еще одну сцену на Крюковом канале, а также филиал во Владикавказе и Владивостоке.
Последние 30 лет театром руководит дирижер Валерий Гергиев, он параллельно является директором и художественным руководителем.
1. Большой театр
Большой – известнейший театр России, гордость страны. Находится в центре столицы. Существует две версии даты основания:
- март 1776 года, когда Екатерина II дала распоряжение князю Урусову П.В. на строительство театра;
- январь 1985 г. – открытие объекта культуры на Театральной площади.
Большой театр считается одним из лучших во всем мире. Впечатляет своими размерами и замечательной акустикой. Высота зрительного зала составляет 21 м, ширина — 26 м, а длина – 25 м. Количество сидячих мест – 2153. Состоит из пяти ярусов.
Вызывают восторг окружающих великолепные росписи мастеров на потолке, большая люстра из хрусталя, состоящая из множества ярусов. Помещение украшено позолоченной лепниной. Перед фасадом здания расположился скверик с красивым фонтаном.
Во все времена существования в театре работали самые известные и талантливые танцоры, дирижеры, певцы, хореографы, режиссеры-постановщики. Лучшие композиторы страны создавали музыкальные произведения, которые впервые именно здесь на представлениях увидели свет.
Театр-студия под руководством Олега Табакова
Театр-студия открыта Олегом Табаковым в 1987 году с целью поиска талантов по всей Москве и России. Этот уютный небольшой театр, почти семейный, сам руководитель ласково называет «Табакеркой».
В студии серьезно обучают актерскому мастерству: преподают основные сценические дисциплины и устраивают встречи с артистами. Благодаря годам плодотворной работы театр дал путевку на большую сцену многим актерам. Например, Сергею Безрукову и Владимиру Машкову.
Фото с сайта tabakov.ru
Сегодня театр обладает интересным репертуаром, а его актеры выступают на зарубежных сценах. Среди постановок классические произведения и пьесы современных драматургов в безупречном исполнении молодых дарований.
Рекомендуем спектакли в театре-студии Олега Табакова в декабре — январе:
- «Рассказ о счастливой Москве»;
- «Мадонна с цветком»;
- «Волки и овцы»;
- «Кинастон»;
- «Брак 2.0».
Адрес: ул. Чаплыгина, 1а, стр. 1, м. «Чистые пруды».
Сцена на Сухаревской: Малая Сухаревская площадь, 5, м. «Сухаревская».
Театральные жанры
Театральные жанры в современном мире так разнообразны. Это искусство синтезирует в себе литературу, музыку, хореографию, вокал, изобразительное искусство. Они выражают различные эмоции и ситуации. Человечество постоянно развивается. В связи с этим появляются разнообразные жанры. Они зависят от страны, в которой зарождаются, от культурного развития населения, от настроения зрителей и их запросов.
Перечислим некоторые виды жанров: драма, комедия, монодрама, водевиль, феерия, пародия, мим, фарс, моралите, пастораль, мюзикл, трагикомедия, мелодрама и другие.
Жанры театрального искусства не могут конкурировать между собой. Они интересны каждый по-своему. Зрители, которые любят театр оперы, с не меньшим удовольствием посещают театр комедии.
Самые популярные виды театральных жанров – это драма, комедия, трагикомедия, мюзикл, пародия и водевиль.
Комедийные постановки имеют основную цель – вызвать смех у зрителя. Для высмеивания тех или иных ситуаций актеры также должны хорошо постараться. Ведь зритель должен им поверить! Комедийные роли играть так же сложно, как и драматические. Элемент сатиры при этом облегчает просмотр спектакля.
Трагедия всегда связана с конфликтной ситуацией, о которой и рассказывает постановка. Этот жанр был одним из первых, появившихся в Древней Греции. Так же, как и комедия.
Мюзикл имеет много поклонников. Это всегда яркое действие с танцами, песнями, интересным сюжетом и долей юмора. Второе название этого жанра – музыкальная комедия. Он появился в США в конце 19-го века.
7. Московский академический театр сатиры
Располагается этот известный театр Москвы на триумфальной площади. Основан в 1924. Изначально здесь проходили представления, которые не связанны с классикой. Ставили сцены бытовые и политические темы.
На протяжении 1924-1928 годов театр возглавил Алексеев А. Г. В 30-х годах. С начала 1930-х акцентируется деятельность на жанре бытовой комедии. В середине прошлого столетия были поставлены некоторые произведения Маяковского. С 2000 г. и по сей день руководит театром Александр Ширвинд.
Культурный объект славится хорошим репертуаром и знаменитыми актерами в составе. На его сцене играли талантливые звезды: А. Папанов, А. Миронов, Т. Пельтцер.
В 2002 г. в помещении открыли музей, где можно увидеть старые фото, афиши, необычные подарки благодарных зрителей. Недавно открыли новую сцену, которая называется «Чердак Сатиры».
Театр на Таганке
В 1946 году был образован московский Театр на Таганке, который в советское время был одним из главных центров сосредоточения свободной культуры. Во многом это заслуга Юрия Любимова, который возглавил театр в 1964 году.
На сцене Театра на Таганке Любимов начал воплощать в жизнь идеи «эпического театра» Бертольда Брехта. Его привлекала ясность мировоззрения, отношение к жизни и эстетика театра. Символично, что в день своего назначения художественным руководителем Любимов повесил в фойе три портрета: Брехта, Всеволода Мейерхольда и Евгений Вахтангова.
Под началом Любимова Театр на Таганке мгновенно приобрел репутацию самого авангардного в стране. Как и в раннем «Современнике», в нем обходились без занавеса, почти не использовали декорации, заменяя их элементарными сценическими конструкциями. В спектаклях часто можно было увидеть пантомимы, жестовый театр, по-брехтовски использовалась музыка. На протяжении двух десятилетий — с начала 60-х до 80-х годов это был самый посещаемый театр страны.
Среди премьерных постановок преобладали так называемые поэтические представления. Например, «Товарищ, верь…» по мотивам произведений Александра Пушкина, «Антимиры» по Вознесенскому, «Послушайте!» по Маяковскому, «Павшие и живые», посвященное отечественным поэтам и писателям, погибшим на полях Великой Отечественной войны, «Под кожей статуи Свободы» по поэме Евгения Евтушенко.
Со временем место поэтических постановок заняли прозаические произведения. Полные залы собирал спектакль «Мать» по мотивам одноименного романа Максима Горького, «Что делать?» Чернышевского, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «А зори здесь тихие» Бориса Васильева, «Дом на набережной» Юрия Трифонова.
Свои самые яркие театральные роли на сцене Театра на Таганке исполнил Владимир Высоцкий. Высоцкий играл в большинстве постановок Любимова, исполнял «Гамлета» в одноименной трагедии Шекспира.
Любимов покинул пост главного режиссера в 2011 году по состоянию здоровья, ему было уже 94 года, через три года он скончался. До 2013 года художественным руководителем был Валерий Золотухин, который в марте 2013-го скончался в возрасте 71 года. Сейчас театром на Таганке руководит Владимир Флейшер, который ранее руководил Центром имени Мейерхольда.
В заключение
Рассказать вам обо всех спектаклях и постановках просто невозможно, ведь их огромнейшее количество. Мы подобрали для вас самые известные, любимые и популярные среди театралов, и рекомендуем вам с них начать. Но лишь вам решать что, где и как смотреть, а мы желаем вам приятного просмотра!
Также разнообразить свой досуг можно, сходив на рок-оперу, мюзикл, цирк или балет, но об этом в наших следующих статьях. Но если мы вдруг выпустили из виду вашу любимую пьесу, редакция thebiggest.ru ждёт от вас в комментариев. Напишите какие, по вашему мнению, популярные спектакли мы обошли стороной.
Автор статьи: Виктория Копивская