Что нужно знать о дисмнезии?

Причины нарушения памяти

Факторов, провоцирующих расстройство когнитивных функций психики, существует огромное множество. Так, например, нарушения памяти человека могут быть спровоцированы наличием астенического синдрома, проявляемого в быстрой утомляемости, истощенности организма, также возникают вследствие высокой тревожности индивида, черепно-мозговых травм, возрастных изменений, при депрессивном состоянии, алкоголизме, интоксикации, дефиците микроэлементов.

Нарушение памяти у детей может быть вследствие врожденного умственного недоразвития либо приобретенным состоянием, которое выражается обычно в ухудшении непосредственно процессов запоминания и воспроизведения полученной информации (гипомнезия) или в выпадении отдельных моментов из памяти (амнезия).

Амнезия у маленьких представителей социума чаще является следствием перенесенной травмы, наличия психического заболевания, сильного отравления. Частичные дефекты памяти у малышей наиболее часто наблюдаются в результате воздействия следующих факторов в комплексе: неблагоприятный психологический микроклимат в семейных отношениях либо в детском коллективе, частые астенические состояния, включая вызванные постоянными острыми респираторными инфекциями, и гиповитаминоз.

Так устроила природа, что с момента появления на свет память у младенцев постоянно развивается, следовательно, является уязвимой перед неблагоприятными факторами среды. Среди таких неблагоприятных факторов можно выделить: трудную беременность и сложные роды, родовые травмы ребенка, длительные хронические недуги, отсутствие грамотной стимуляции формирования памяти, непомерную нагрузка на детскую нервную систему, связанную с излишним объемом информации.

Кроме этого, нарушение памяти у детей может отмечаться и после перенесенных заболеваний соматического характера в процессе выздоровления.

У взрослых лиц данное расстройство может наступать вследствие постоянного воздействия стрессовых факторов, наличия различных недугов нервной системы (например, энцефалит или болезнь Паркинсона), неврозы, наркомания и злоупотребление спиртосодержащими напитками, заболевания психики, депрессия, шизофрения.

Кроме этого не менее важным фактором, сильно воздействующим на способность запоминать, считаются и заболевания соматического характера, при которых отмечается повреждение сосудов, снабжающих головной мозг, что ведет к патологиям мозгового кровообращения. К таким недугам можно отнести: гипертоническую болезнь, сахарный диабет, атеросклероз сосудов, патологии функционирования щитовидной железы.

Также нарушение кратковременной памяти зачастую может иметь непосредственную связь с дефицитом либо не усвоением некоторых витаминов.

У людей, которые перешли шестидесятилетний возрастной рубеж, практически все расстройства когнитивной сферы спровоцированы ухудшением мозгового кровообращения, которое наступает вследствие изменений возрастного характера в сосудах. Кроме этого с количеством прожитых лет видоизменяются и обменные процессы. Также данное нарушение может быть вызвано болезнью Альцгеймера.

В основном, если естественный процесс старения не отягощен никакими сопутствующими недугами, то снижение функционирования познавательного психического процесса происходит очень медленно. Вначале становится труднее вспомнить события, произошедшие давно, постепенно, по мере старения, индивид не может вспомнить и события, случившееся совсем недавно.

Нарушение памяти и внимания может также наступать вследствие дефицита йода в организме. При недостаточности функции щитовидной железы у индивидов появляется лишний вес, апатичность, депрессивный настрой, раздражительность и мышечные отеки. Во избежание описанных проблем необходимо постоянно следить за своим рационом и употреблять в пищу как можно больше продуктов, богатых йодом, например, морепродукты, твердый сыр, орехи.

Не во всех случаях забывчивость индивидуумов следует приравнивать к дисфункции памяти. Нередко субъект сознательно стремится забыть трудные жизненные моменты, неприятные, а зачастую и трагические события. В этом случае забывчивость играет роль защитного механизма. Когда индивид из памяти вытесняет неприятные факты – это называется репрессией, когда уверен, что травматические события не происходили вовсе – это именуется отрицанием, вымещение отрицательных эмоций на ином объекте – называется замещением.

Проявления

Психологи сравнивают память у разных людей с отпечатками пальцев, утверждая, что у каждого она формируется и развивается совершенно по разному. Связано это с их индивидуальными особенностями.

Ведущая психическая деятельность

В первую очередь личностные проявления памяти определяются характером ведущей психической деятельности, о котором уже было сказано выше.

Пример. В одну группу обучения вождению попали кинестетик, визуал и аудил. Тема занятия — «Как справиться с неуправляемым заносом на дороге». Чтобы усвоить (запомнить) материал, который объясняет преподаватель:

  • кинестетик должен сам сесть за руль (хотя бы в учебном тренажёре) и собственноручно повторить алгоритм действий в данной ситуации,
  • визуалу достаточно наглядного материала: плаката или видеоролика, запись материала также будет весьма кстати,
  • аудил может ничего не записывать и даже не смотреть на доску — он запоминает материал с помощью органов слуха.

Зная свой ведущий тип психической деятельности, человек может в несколько раз улучшить и ускорить процесс запоминания. Кинестетику для этого нужно всё потрогать, визуалу — увидеть, аудилу — услышать.

Качество памяти

В зависимости от степени развития психических функций, у каждого человека память будет различаться своим качеством. Всем известно, что она бывает феноменальной, прекрасной, посредственной и даже плохой.

Она считается хорошей, если характеризуется такими параметрами, как:

  • высокая скорость запоминания,
  • длительное хранение информации,
  • точное воспроизведение до мельчайших подробностей,
  • готовность воссоздания синаптических и нейронных связей для быстрого воспроизведения.

Все эти параметры могут по-разному сочетаться друг с другом, что также приводит либо к хорошему качеству памяти, либо к проблемам с ней. Например:

  • максимально удачное сочетание — высокая скорость запоминания + медленное забывание,
  • посредственный тандем — невысокая скорость запоминания + медленное забывание,
  • частично удачная комбинация — высокая скорость запоминания + быстрое забывание,
  • самая низкая продуктивность у пары — невысокая скорость запоминания + быстрое забывание.

К личностным проявлениям часто относят объём памяти. С одной стороны, она, действительно, не одинакова у разных людей. Кто-то из 20 продиктованных слов может запомнить только 5, а другие безошибочно воспроизведут все. Однако психологи утверждают, что этот параметр у всех одинаков. Просто кто-то умеет пользоваться максимумом предоставленного объёма, регулярно тренируя и развивая память. Другие же не считают нужным тратить на это время, и в результате потом жалуются на то, что она у них плохая.

Синдромы нарушения памяти

Нарушения памяти бывают самые разнообразные и могут сочетаться с другими поражения высших мозговых функций. Выделяют такие синдромы нарушения памяти:

  • Корсаковский синдром. Нарушается преимущественно способность к фиксации текущих событий. Другие высшие функции головного остаются неизменными или страдают незначительно, отсутствуют выраженные поведенческие нарушения. В основном, развивается вследствие алкоголизма, травм и опухолей головного мозга.
  • Деменция. Резко нарушаются процессы как кратковременной, так и долговременной памяти. Одновременно страдает абстрактное мышление и разрушается целостность личности. Развивается из-за возрастных изменений мозгового кровоснабжения и вследствие болезни Альцгеймера.
  • Синильные нарушения памяти. Выраженные нарушения памяти в старческом возрасте, превышающее пределы нормы для определенного возраста. Однако при нем страдает только функции памяти, но не наступает выраженной социальной дезадаптации.
  • Дисметаболические энцефалопатии. Возникают при хронической легочной, печеночной и почечной недостаточности, длительных гипогликемиях. Также вызывается вследствие глубоких гиповитаминозов и интоксикаций. Имеет доброкачественное течение и при устранении провоцирующего фактора самостоятельно регрессирует.
  • Психогенные нарушения памяти. Сочетаются с нарушением памяти и интеллектуальной работоспособности. Возникают как следствие тяжелых форм депрессии. При адекватном лечении депрессии также поддаются регрессии.
  • Преходящие нарушения памяти. Кратковременное расстройство памяти («провалы» памяти), при котором утрачиваются только воспоминания об определенном промежутке времени. Других нарушений высших функций мозга не наблюдается. Возникают вследствие черепно-мозговых травм, эпилепсии, злоупотребления алкоголем.

Лечение

Основная терапия конфабуляций всегда предполагает акцент на их этиологии. Симптоматическое лечение аналогично не проходит по единым схемам и в каждом конкретном случае отличается в зависимости от тяжести этих симптомов.

Но в любом случае назначаемые препараты относятся к таким группам:

антипсихотики — нейролептики или транквилизаторы (по реактивному состоянию ЦНС);
препараты для восстановления кровообращения и метаболизма мозговых клеток — Пирацетам, Ноотропил, Габацет и пр.;
препараты от отёков мозга — Нейпилепт, Цитиколин, Сомазина;
средства для предупреждения гипоксии мозга — Пиридитол, Бонифен, Энцефабол;
ангиопротекторы и витаминные комплексы.

В качестве физиотерапии комплексное лечение конфабуляций может дополняться курсом аэроионотерапии (дыхание ионизированным кислородом) и йодо-бромными ваннами.

Большое значение в процессе лечения имеют психотерапевтические сеансы, первоочередная цель которых — когнитивная реабилитация пациента.

Лечение

Лечение и коррекция нарушений памяти целиком и полностью зависят от причины их возникновения. Поэтому в первую очередь выявляется фактор-провокатор и предпринимаются все меры для его устранения. Обычно назначается терапевтический курс. Если происходит полное выздоровление, все пробелы восстанавливаются. Если речь идёт о неизлечимом заболевании, больному с этими проблемами придётся жить до конца своих дней.

Психиатрия рассматривает серьёзные расстройства, исправить которые без медикаментозной терапии невозможно. Чаще всего таким больным назначаются следующие препараты:

  • ноотропы (Пирацетам, Луцетам, Ноотропил),
  • субстраты энергетического обмена (глутаминовая кислота),
  • растительные средства (Билобил, элеутерококк).

Эти препараты отпускаются без рецепта, поэтому нередко используются в самолечении, чтобы повысить концентрацию внимания и работоспособность. Однако специалисты предупреждают, что это может иметь опасные последствия для здоровья.

В психологии коррекция проводится с помощью:

  • индивидуальных и коллективных тренингов,
  • упражнений для тренировки внимания, мышления и памяти,
  • различных мнемотехник,
  • создания смысловых фраз из первых букв,
  • рифмизации,
  • метода Цицерона (на основе пространственного воображения),
  • метода Айвазовского (на основе зрительной памяти),
  • психолого-педагогического коррекционного воздействия.

Хороших результатов в коррекции добивается патопсихология. Это практическая отрасль клинической психологии, которая изучает любую патологию в сравнении с нормой. Постоянно возвращая пациента к отправной точке воспоминаний, им удаётся частично восстановить пробелы.

Рекомендации для людей с нарушением памяти:

  1. Вести активный образ жизни, заниматься спортом.
  2. Больше находиться на свежем воздухе (для улучшения мозгового кровообращения).
  3. Быть интеллектуально активными: читать книги, следить за новостями, решать кроссворды, вязать, играть в шахматы.
  4. Общаться как можно больше с людьми, заводить новые знакомства.
  5. Соблюдать режим дня. Высыпаться.
  6. Избегать стрессов, переутомлений, чрезмерных нагрузок.
  7. Соблюдать сбалансированную диету и питьевой режим.

Память — важнейшая составляющая жизни любого человека. Малейшие нарушения в её работе чреваты серьёзными осложнениями. Её можно постоянно тренировать и улучшать с помощью мнемотехник и специальных упражнений, не дожидаясь, когда возникнут возрастные проблемы. Но чаще всего люди забывают об этом, что рано или поздно приводит к различного рода расстройствам, которые не всегда можно откорректировать и пролечить.

https://youtube.com/watch?v=yj2A57269nQ%27

,Нарушения памяти встречаются в практике врачей неврологов не чаще, чем в 3-5% случаев. Обычно,Амнезия представляет собой нарушение процесса запоминания информации или воспроизведения уже полученной ранее. В просторечье,Амнезия, или амнестический синдром — это термин, который применяется в психиатрии и травматологии, в,Рассеянный склероз — системное, неврологическое заболевание с преимущественно церебральной симптоматикой. Возможно поражение не только

Википедия:Личная страница участника

Не стоило удалять свою просьбу с моей страницы. Во-первых, согласно правилу , запрещается «удалять реплики и обсуждения без указания ссылок на их новое местонахождение«. Я поясню почему. Во-первых, я всё-равно получил извещения о том, что вы делали правки на моей странице обсуждения. Во-вторых, все правки всё-равно остались в истории страницы. В-третьих, я не знаю причин, по которым вы удалили свою просьбу — потому ли, что она уже удовлетворена кем-то ещё или потому, что вам показалось, что в ней нет особого смысла? Так или иначе — я всё-равно начинаю изучать ваш вопрос, только с меньшей пользой. В-четвёртых, удаление информации со страниц обсуждений участниками обычно делается с целью скрыть сам факт того, что она там появлялась. Обычно это рассматривается как подозрительная активность и провоцирует проверки вклада участника. Было бы лучше, если бы вы просто дописали на моей же СО (странице обсуждения), что вопрос исчерпан, и я могу не беспокоиться, или что-то в этом роде. —Kovani (Николай «Swamp_Dog») 17:56, 21 октября 2012 (UTC)

Извините. Я просто увидела на личной странице участника Homsk что он в Вики-отпуске, поэтому обратилась к вам. Потом поняла, что я ошиблась, Homsk на месте и может мне ответить. Я решила, что я вас зря побескокоила, поэтому просто удалила мою просьбу. Я думала, что если просьба удалена, то считается, что ее как бы и не было, и вы можете не обращать на нее внимания.

Заодно у меня к вам вот какой вопрос: какая статья считается «заготовкой»? Я хочу написать несколько мелких статей по темам, где нет большого количества важной информации. С одной стороны, такую статью вроде нельзя считать заготовкой, поскольку она вполне исчерпывающая, и многословия в ней не требуется

С другой стороны, может быть, кто-то найдет информацию, которую не нашла я. Но ведь что-то добавить можно практически к любой статье в Википедии. Так все-таки в каких случаях надо выставлять шаблон «заготовка»?

И еще один вопрос. Про интервики. Я не знаю, как делать глобальный поиск по всем иностранным разделам Википедии. Почему-то процедура поиска ведет только на статьи в том языковом разделе, где производится поиск. Поэтому я не всегда могу установить интервики — просто не знаю, как проверить, нет ли где-то в иноязычных разделах статей, аналогичных моим статьям. Есть какой-то споосб это узнать? Inksy 18:23, 21 октября 2012 (UTC)
В правилах отсутствует понятие «заготовка» («стаб»), но на практике так называют страницы, созданные для того, чтобы их потом кто-нибудь дописал. Например, если я в своей статье об «Законе Петрова» упоминаю видного учёного Петрова Петра Петровича, а отдельной статьи о нём пока нет, то я могу захотеть создать такую статью с необходимым минимумом информации об этом учёном, просто чтобы не расписывать кто такой Петров в статье об открытом им законе. Я напишу там минимум информации потому, что я не планировал писать о самом Петрове, и рассчитываю, что кто-то другой может захотеть сделать это за меня. Тем не менее, статья-заготовка всё-равно обязана соответствовать всем правилам Википедии, в частности правилам Википедия:Минимальные требования и ВП:Значимость. А законченных статей в Википедии нет по определению

И шаблон «заготовка» ставится просто для того, чтобы обратить внимание других участников, что это не тема у статьи такая куцая, а просто у автора руки не дошли её развить. Помогите, мол, люди добрые, допишите статью, кто сможет.
Достаточно поставить интервики хотя бы на один какой-то языковой раздел

Я обычно ставлю на английский (потому что знаю этот язык). Остальные интервики со временем проставят роботы, хотя на практике это не трудно сделать и самому — если вы знаете, например, английскую статью, соответствующую вашей, то вы можете просто скопировать интервики, которые есть в английской статье (кроме русской интервики) в свою статью.—Kovani (Николай «Swamp_Dog») 06:04, 22 октября 2012 (UTC)

Удивительные случаи подмены воспоминаний


Изменение цвета кожи Майкла Джексона

Один из самых популярных примеров эффекта Манделы — изменение цвета кожи Майкла Джексона. Люди, заставшие короля поп-музыки живым, утверждают, что кожу он начал «отбеливать» специально. Они не просто верят в это. Они лично помнят, как Джексон давал интервью, в котором рассказывал о своих планах стать белым. Люди помнят, как музыкант, выдерживая нападки и критику, шёл к поставленной цели. На самом деле, Майкл Джексон никогда не давал подобных интервью. Музыкант болел системной красной волчанкой и витилиго, и для него осветление кожи было единственным способом сохранить презентабельный внешний вид. Диагноз певцу официально поставили в 1989 году. Однако в прессу просочилась «жёлтая» версия изменения цвета кожи Майкла Джексона. Из-за того, что пресса была повсюду, люди запомнили утку журналистов.

С популярными событиями и историями вообще наблюдается множество странностей. Например, значок доллара на самом деле включает в себя одну полоску. Дарт Вейдер в фильме «Звёздные Войны» никогда не говорил фразу: «Люк, я твой отец». Люди часто не могут ответить на вопрос: «На каком автомобиле ехал Кеннеди в день убийства, и кто сопровождал президента?» Машина вдруг становится белой, всего лишь с двумя пассажирами. Не просто ответить и на вопрос о фразе, которая была написана на гербе СССР. Думаете, там красовались слова «Пролетарии всех стран, объединяйтесь»? А вот и нет. Точно так же мозг поступает и с известными логотипами. Попробуйте вспомнить логотип компании Volvo. Вы удивитесь, узнав, что настоящее изображение не соответствует вашим воспоминаниям.


Автомобиль президента Кеннеди во время убийства

Часто люди допускают намеренные географические ошибки. Большинство убеждено, что в Новую Зеландию из Австралии нужно плыть на север. Однако если взглянуть на карты, станет ясно, что место расположения Новой Зеландии — юго-восток. Кстати, о картах. Бывшие советские школьники уверены, что ни на всех физических картах изображены льды Северного Ледовитого океана. На реальных картах никаких льдов нет. Океан раскрашен синим цветом. При сохранении изображения карт в памяти мозг решил, что дополнение холодного океана льдами — вполне логично.

Нарушение памяти у пожилых

В пожилом возрасте нарушения памяти связано, как правило, с возрастными изменениями в кровеносных сосудах и ухудшения мозгового кровообращения. Также, в процессе старения ухудшаются обменные процессы в нервных клетках. Отдельная серьезная причина нарушения памяти у пожилых – болезнь Альцгеймера.

На нарушение памяти жалуются от 50 до 75 % пожилых людей. Снижение памяти, забывчивость – главные симптомы возрастного нарушения памяти. Вначале ухудшается кратковременная память на только что произошедшие события. У больных появляется страх, неуверенность в себе, депрессивные состояния.

Как правило, в процессе нормального старения функция памяти снижается очень медленно и даже в глубокой старости не приводит к существенным проблемам в повседневной жизни. Помогают замедлить этот процесс активная умственная деятельность (начиная с юных лет) и здоровый образ жизни.

Но, если нарушение памяти в пожилом возрасте прогрессирует более интенсивно и больной не получает адекватное лечение, может развиться старческая деменция. Она проявляется в практически полной утрате способности к запоминанию текущей информации и невозможности даже обычной бытовой деятельности.

Кэт Эрнандес (Барби Феррейра)

Кэт Эрнандес в сериале “Эйфория”

Самые кардинальные перемены в сериале ждут Кэти, которая проходит через них за первые четыре эпизода, превратившись из писательницы фанфиков в камгерл. Бивенс объясняет, что отправной точкой в ее стиле была Тора Бёрч в «Призрачном мире». В начале шоу героиня Барби Феррейры одевается в очки с прозрачными оправами, разноцветные футболки и брюки или юбки с завышенной талией. Но начав исследование собственной сексуальности, она обращается к панку: чокеры, корсеты, клетчатые юбки, колготки в сетку и портупеи, дополненные яркими тенями и красной помадой. Что касается ее костюмов для вебкама, в их создании принимала участие и сама актриса. Пряча лицо за кошачьей маской, Кэти надевает черные кружевные или леопардовые бюстгальтеры, майку с красным сердцем и короткие юбки.

Качественные нарушения памяти (парамнезии)

Псевдореминисценции (иллюзии, ложные воспоминания)

Стирается грань между прошлым и настоящим. Человек переживает то, что происходило когда-то давно, словно это осуществляется сейчас и имеет для него значение.

Конфабуляции (бред воображения, вымыслы, галлюцинации)

По сути – это ложные воспоминания: человек убеждён, что те или иные события происходили в его жизни, тогда как на самом деле их не было. Конфабуляции классифицируются на несколько подвидов:

  • мнестические и замещающие — обусловленные потерей памяти и являющиеся заменой того, что забыто;
  • фантастические — связаны со слабоумием и богатым воображением.

Пример. Страдающий конфабуляцией может «узнать» совершенно не знакомого ему человека, при этом будет искренне выражать ему восторг от долгожданной встречи и даже в подробностях рассказывать якобы совместно с ним пережитые моменты. Часто поведение таких людей сопровождается суетливостью, нарушениями речи, отсутствием логики в размышлениях.

Конфабулез

Более безобидная разновидность конфабуляции. Психофизические расстройства отсутствуют. Однако случайно, при разговоре, могут обнаружиться ложные воспоминания.

Криптомнезии

Больные начинают присваивать себе чужие воспоминания. Если, например, им запала в душу какая-то история, они в дальнейшем будут повествовать её окружающим так, словно это происходило лично с ними. Причём это может быть рассказ подруги, сюжет книги или кино. Самая болезненная форма криптомнезии — патологический плагиат, когда человек утверждает, что является автором совершенно чужого шедевра.

Эхомнезии (редуплицирующая парамнезия Пика)

Сильные чувства, волнения, тревоги, эмоции, испытанные однажды, воспринимаются страдающим с утроенной силой. Он может переживать их снова и снова, накладывая на свою настоящую жизнь. Например, когда-то в прошлом расставание с любимым произошло со скандалом и битьём посуды. В каждых последующих отношениях, если они будут заканчиваться, страдающий эхомнезией будет стараться воспроизводить ту же ситуацию — он обязательно спровоцирует ссору и что-нибудь вдребезги разобьёт.

Феномены якобы уже виденного и слышанного

Одно из часто встречающихся нарушений. Это уверенность в том, что происходящие события уже имели место, но когда именно — никто сказать не может. Это ощущение обыгрывается во многих фильмах и экзорцизме. Считается, что таким образом проявляет себя генетическая память, рассказывающая нам о том, что было в прошлой жизни. Сюда же относятся кардинально противоположные расстройства, когда что-то, уже происходившее не раз, воспринимается как новое переживание. Есть несколько разновидностей:

  • жаме вю — ощущение, когда что-то хорошо знакомое кажется совершенно неизвестным, словно увиденным впервые;
  • дежа векю — психическое состояние, когда впервые пережитые события кажутся известными;
  • дежа антандю — психическое расстройство, когда звуки, услышанные в первый раз, кажутся давно знакомыми;
  • жаме антандю — расстройство психики, когда привычные звуки (даже собственный голос) воспринимаются как впервые услышанные;
  • жаме сю — неспособность воспроизвести хорошо усвоенные ранее знания (например, выученный накануне стих).

Часто в психологии пользуются классификацией, предложенной А. Р. Лурией. В её основе лежат патогенетические механизмы:

  • модально-неспецифические нарушения — вызваны поражением глубоких мозговых структур: слуховых, зрительных, двигательных анализаторов;
  • модально-специфические — спровоцированы поражением корковых зон анализаторов: акустического, слухоречевого, зрительно-пространственного, двигательного;
  • системно-специфические — обусловлены поражением речевых анализаторов.

Так что синдромы нарушения памяти представлены в психологии достаточно широко. Каждый из них требует тщательной диагностики и отдельного подхода к коррекции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector