Европейская мода xviii века

В чем выходили замуж в XVIII веке

Триста лет назад свадебная мода была очень далека от нынешней — в начале XVIII века в тренде были пышные наряды с воротником Медичи и богатым декором: вышивкой, кружевом, золотом и дорогими мехами. Что касается цветов, самыми популярными были светло-розовый, светло-зеленый и нежно-голубой.

Девушки-простолюдинки чаще всего выходили замуж в сером платье. Кроме того, популярны были коричневые и бежевые наряды, которые потом использовались для воскресных походов в церковь.

Ближе к концу века сердца невест покорил вошедший тогда в моду стиль рококо — свадебные наряды приобрели серебристый отлив, а юбка, украшенная лентами и рюшами, достигла апогея пышности благодаря конструкции «панье» с каркасом из ивовых, стальных прутьев или пластин из китового уса. Туго затянутый корсет делал талию девушки предельно тонкой, а грудь — пышной, а длина рукавов и шлейфа указывала на статус невесты.

Конец восемнадцатого века стал временем археологических открытий — начались раскопки Помпеев, и в моду входит стиль ампир с его античными деталями: прямой крой платьев, завышенная талия, утонченность и элегантность.

Салоны высокой моды

Коко Шанель

Габриэль Шанель вошла в историю моды как дизайнер, освободившая женщин от тесных корсетов 1920-х годов. Она предложила наряды спортивного кроя из легкого джерси — материала, который в то время ассоциировался исключительно с мужским нательным бельем. Одежда Chanel отличалась непринужденным стилем и функциональностью, а фирменные полосатые бретонки и яхтенные брюки привнесли доселе невиданную универсальность в женский гардероб. Закономерно, что открытие салона на рю Камбон, 31, в Париже стало настоящим откровением. Здесь Шанель любила незаметно для посетителей наблюдать за их реакцией в отражении изогнутой зеркальной лестницы, ведущей в ее квартиру.

Коко Шанель любуется моделью, примеряющей вечернее платье из коричневого шифона с оборками, 1957

Bettmann

Коко Шанель, Париж, 1937

Horst P. Horst

Коко Шанель в одном из своих творений, 1937

Horst P. Horst

Эльза Скиапарелли

Эльза Скиапарелли обожала сюрреализм и на протяжении всей своей жизни дружила с художниками, работавшими в этом направлении искусства, — Фрэнсисом Пикабией, Марселем Дюшаном и Ман Рэем. Именно это позволило родившейся в Риме Скиапарелли взглянуть на моду с абсолютно нового ракурса.

Она стала центральной фигурой парижской модной сцены между двумя мировыми войнами. Скиапарелли создавала неповторимые наряды, балансирующие на грани моды и авангардного искусства. Модельер намного опередила свое время в отношении художественных коллабораций. В период с 1937 по 1940 год Скиапарелли работала в паре с Сальвадором Дали. Вместе они создали дизайн упаковки для компактной пудры в виде телефонного диска и шляпку-туфлю, которая очень порадовала «культурный» первый ряд ее шоу, в том числе французского поэта Жана Кокто.

Скиапарелли также стала своего рода послом европейской моды в Голливуде. Среди поклонниц ее дизайна были Марлен Дитрих и Мэй Уэст. Последняя даже снялась в Schiaparelli в музыкальной комедии 1937 года «Каждый день праздник». Но любовь к модельеру разделяли не все. Из-за тесной связи с искусством главная соперница Скиапарелли Коко Шанель называла ее «та итальянская художница, которая делает платья».

Модель Гислен де Буассон в Schiaparelli, Париж, 1952

Hulton Deutsch

Шелковое платье без бретелек из органзы и перчатки Schiaparelli на страницах Vogue, 1951

John Rawlings

Эльза Скиапарелли примеряет шляпку на модели, 1951

Nina Leen

Эльза Скиапарелли наблюдает за примеркой на модели в ее парижском ателье, дата неизвестна

Bettmann

Мадлен Вионне

В 1920-х годах бал правила французская кутюрье Мадлен Вионне, которая прославилась кроем по косой (техника обрезки ткани по диагонали к нитке, за счет чего изделия элегантно драпируются по всему телу). Она черпала вдохновение в движении (в частности, босоногих ритуальных танцах танцовщицы Айседоры Дункан) и древнегреческой скульптуре. 

Вионне создавала изящные, мягко струящиеся вдоль тела наряды, без корсетов и подкладок, чем завоевала любовь у голливудской элиты. Ее одежду носили Кэтрин Хепберн, Джоан Кроуфорд и Грета Гарбо. Первая презентация коллекции Вионне состоялась в американском универмаге Charles & Ray Ladies’ Tailors в Нью-Йорке, после чего она продолжила проводить модные показы в своем парижском салоне на авеню Монтень, 50.

Модель демонстрирует белое платье Vionnet на страницах Vogue, 1930

Edward Steichen

Джоан Кроуфорд в платье Vionnet в съемке Vogue, 1938

Horst P. Horst

Платья 18 века после французской революции (1789 – 1792)

Французская революция поощряла простоту: хлопок взамен шелка. Для одежды используются ткани для белья, которые обеспечивают прозрачность: перкаль, муслин и марлю. Появляется для женщин сюртук с воротником с лацканами. Платок покрывает плечи и заднюю часть шеи. В дальнейшем, платье приобрело новый вид, известный под термином «мешок» во Франции. Женская одежда в эту эпоху приобрела более неформальный характер.

Формы платьев стали более естественными. Одежда богатых женщин отличалась от одежды скромных женщин не формой, а тканью. Дамы были одеты в широкую плиссированную юбку, поверх которой носили короткий приталенный двубортный жакет на пуговицах, переходящий в широкие колокольчатые волны от талии.

Примерно в 1795-99 гг. во Франции возник стиль Директории, который в различных формах пытался радикально преодолеть черты рококо. С одной стороны, использовались античные элементы, с другой стороны, добавились строгие и сдержанные линии одежды. Ткани на платьях падали длинными и струящимися линиями.

Влияние платьев Франции на европейскую моду

В 18 веке в Европе наиболее популярными было три фасона платьев.

Главным было платье в классическом французском стиле. Этот фасон отличался двумя вертикальными складками на спине платья, спадающими до пола. Такое платье можно часто увидеть на работах французского живописца Антуана Ватто.

Английский вариант платья имел более простое исполнение. В нем отсутствуют характерные складки. Платье является более комфортным, так как лиф и юбка сшиты отдельно. Благодаря своему удобству оно пользовалось большой популярностью у горожанок.

В польском варианте складки на платье сменяются драпировками. Длина юбки становится смелее, обычно она доходит до щиколоток. Мода на этот вариант платье вернется еще в следующем веке.

Чем украшали платья 18 века Франции?

Платья, под влиянием роскошного рококо дополнялись драгоценными камнями. Появление смелых декольте, оказали на появление популярности на колье. В эту эпоху вошли в моду ювелирные комплекты украшений. 

Модницы с огромной охотой украшали платья цветами. Их использовались как живые, так и искусственные. Самую большую популярность и престиж имели букеты из дорогих камней. Тогда же пошла мода на аксессуар, который служил футляром для этих цветов – портбукет.

Особую популярность имели веера. Для них использовались лучшие материалы, и они украшались богато. Некоторые из них расписывались знаменитыми художниками. Веер идеально дополнял хрупкий образ дамы и продолжал историю всего наряда.

Не в первый и не в последний раз Французская мода задает тон всей Европе и доказывает свою значимость в мире моды. Поэтому платье в 18 веке получает ассоциацию с общеевропейским.

Русские манекенщицы в Европе

Именно благодаря русским красавицам, которые не постеснялись выйти на подиум и стать законодателями моды, ремесло манекенщицы перестало быть чем-то постыдным. Благодаря эмигранткам отношение общества к моделям изменилось.

Именно аристократки, бежавшие от революции и вынужденные собственным трудом добывать себе хлеб, с достоинством стали первыми так называемыми топ-моделями таких легендарных домов моды, как «Ланвен», «Шанель», «Пуаре». Русские дамы поразили публику своими манерами, отличным образованием, знанием языков, красотой и рафинированностью. Они подняли профессию манекенщицы на высоту.

Мода эпохи Возрождения

Ренессанс вносит свою лепту в историю нарядов. В это время европейские дамы носят странные шляпы конусообразной формы, к которым крепят шлейф из воздушной материи.

В эпоху Возрождения появилась тенденция носить юбки-каркасы. На волне популярности они достигали 7 метров в диаметре. Их вводит в моду Жанна Португальская, которая таким образом желала скрыть свою внебрачную беременность.

Новым веянием становятся разрезы на женском платье, через которые видна исподняя сорочка. Это было модно как среди дам, так и среди мужчин.

Испанцы также внесли свою лепту в развитие моды. Этой нации больше всех остальных присуща некоторая чопорность. С середины 16 века именно Испания становится страной-законодательницей трендов. Сильно декольтированные платья сменяются женскими нарядами с большими накрахмаленными воротниками. Под юбками появляется множество слоев. Появилось понятие парфюма, которым сильно увлекались как мужчины, так и женщины. Кстати, его появление продиктовано тем, что мыться каждый день было сложно, а неприятный запах хотелось завуалировать.

Манекены, модели и движение

Чарльз Уорт

Французский кутюрье английского происхождения Чарльз Фредерик Уорт прославился тем, что сделал изделия Haute Couture более носибельными. Он отказался от широких кринолинов и предложил модели прямого А-силуэта, которые пришлись по душе жене Наполеона III императрице Евгении. В таких нарядах было легче проходить через дверные проемы, присаживаться и передвигаться в целом.

В те времена кутюрье сами ходили по домам клиенток, чтобы сделать необходимые примерки, Уорт же принимал заказчиц у себя в ателье. Таким образом он зародил салонную традицию, которая, в частности, обеспечила успех его бренду. Особой виртуозностью исполнения отличались лифы Уорта. На их изготовление требовалось до 17 отрезов ткани, но такой подход гарантировал идеальную посадку. Уорт был не только одним из основателей высокой моды, но и первым дизайнером, который отказался от манекенов. Он предпочитал, чтобы его коллекции демонстрировали живые модели. Одной из них была его жена Мари-Августина Верне.

Чарльз Фредерик Уорт, около 1870 

Hulton Archive

Модель миссис Фабер позирует в платье Чарльза Уорта, около 1900–1910

Keystone-France

Цвета и законодатели модных тенденций

В Средневековье цвет одежды в гораздо меньшей степени был подвержен изменению под влиянием модных тенденций, потому что тогда она являлся выражением статуса человека и финансового благополучия. Яркие цвета были очень дороги в производстве и считались признаком роскоши – и позволить себе такое могли только аристократы. В те времена законодателями мод выступали королевские особы, а другие лишь слепо повторяли за ними.

Например, французский король Людовик IX постоянно носил голубое, и вслед за ним одеваться в голубых тонах начала вся страна. А Карл Лысый, герцог Бургундский, управлявший рядом территорий Франции, Италии и Швейцарии, благодаря своему фландрскому происхождению мог носить одежду ярких цветов, а вскоре вся Европа начала повторять за ним. А что насчет элегантного черного? Тем, что черный цвет вошел в моду, мы обязаны Филиппу II Испанскому: тот был уверен, что? когда все начнут носить черное, страна обогатится за счет производства черной краски. Высшие слои английского, северогерманского и скандинавского общества немедленно подхватили новую тенденцию.

Экстравагантные и изысканные модные тенденции и стили европейских королевских дворов начали распространяться среди среднего и низшего сословий по мере того, как производство тканей и красителей становилось все более массовым. Городские советы начали издавать законы, предписывавшие определенные типы и цвета одежды определенным прослойкам горожан в попытке контролировать социальное смешение и наступивший хаос. Например, в позднее Средневековье такой кодекс появился в Германии, а в 1157 году ее примеру последовала Италия. В 1180 году подобный закон был принят во Франции, в 1234 году – в Испании и в 1363-м – в Англии.

Звезда сериала «Султан моего сердца» рассказал о выборе будущей жены

Семь ежедневных привычек счастливых людей

Сломанный ноготь — не беда: советы об обработке ногтей в домашних условиях

Но вместо того, чтобы сдержать распространение модных тенденций среди более низких сословий – а крестьянам, ремесленникам и прочим простым обывателям совсем не полагалось одеваться как благородные аристократы, – все эти меры возымели прямо противоположный эффект, ведь в законах подробно описывались различные фасоны одежды и цвета. Модные кодексы, скажем, Испании или Франции оказывали влияние на таковые в Англии, и постепенно разнообразные тенденции распространялись по всей Европе и перемешивались снова.

Мода на парики

Про огромные парики, которые были в тренде во времена Людовика XIV, говорили, что это дом для мышей и разнообразных насекомых. О том, откуда пошла мода на парики, поговорим более подробно. Есть версия, что они появились после того, как французский король во время прогулки был облит помоями из окна. В то время люди спокойно выливали их, три раза предупредив об этом криком: «Берегись!» Есть версия, что население после этого стало покрывать головы капюшонами. Однако со временем эта часть одежды перешла к шутам и плебеям. Поэтому знать решила защитить свои головы таким замысловатым образом, как ношение огромного парика.

В конце XVI века в моду входят шляпы с широкими полями. Они были красивыми, но абсолютно непрактичными. Вспомните мушкетеров во Франции и роялистов Великобритании.

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных.

Сарафаны с душегреями

Воссозданные праздничные сарафаны

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.

Портрет Екатерины II в русском платье. Картина Стефано Торелли

Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. Картина Вигилиуса Эриксена

Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме». Неизвестный художник. 1790 годjavascript:void(0)

На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».

Соединения изобретательности и абсурда в платьях 18 века Франции

Во Франции в 18 веке было большое разнообразие форм платьев, которые вдохновляли, развивались. В одном и том же географическом районе было вполне возможно встретить несколько моделей, в зависимости от того, что каждая женщина хотела показать. Эта множественность объяснялась модой, которая менялась каждые десять лет. Различные сезоны, время суток и обстоятельства требуют разнообразной моды и одежды с разнообразными нюансами. Поэтому на такие повседневные вещи, как одежда и мода, влияет множество факторов. Таким образом, мода веками играла важную роль во всех социальных группах и странах.

Платья 18 века Франции выполняло определенные функции: защита от физических воздействий, таких как температура, погода; подчеркивало гендерные роли и социальный статус, а также политические взгляды. Очевидно, что мода платья 18 века Франции определяется как выражение собственной личности или индивидуальности, а также ее отношения к обществу. Между тем общество и внешние факторы также оказывали влияние на стили моды платья 18 века.

Рококо следует рассматривать как кульминацию модного дизайна платья, соединения изобретательности и абсурда: дамы того времени были вынуждены проходить через двери боком из-за их овальных юбок. Мода рассматривалась как выражение политических событий и интеллектуальной перестройки, а также как момент социальной переориентации.

Что выделяло русский стиль в одежде?

Характерные черты русского стиля:

  1. Косая застежка.
  2. Вышивка с имитацией русского народного орнамента.
  3. Шелковые платья, раскрашенные яркими анилиновыми красками, которые напоминали русский лубок.
  4. Воротник-стойка, который прозвали боярским.
  5. Длинные широкие пальто, которые декорировали мехом и невероятной красоты вышивкой.

Русские женщины стали открывать в Европе увруары — артели (ателье). Позже появляются и первые полноценные дома русской моды, которые специализировались исключительно на фольклорном стиле. Таким было заведение, которое носило имя «Поль Каре». Его основательницей в Лондоне, а потом и в столице Франции была княгиня Лобанова-Ростовская.

На Западе больше всего в то время ценится вышивка бисером, которую выполняли русские мастерицы. Самым крупным домом славянской моды стало заведение под названием «Итеб». Сейчас в этом здании находится штаб-квартира ТМ L’oreal Paris.

«Великий мужской отказ» и денди

Мужской костюм. Фрак. XVIII в. Фотография: letopis.info

Мужской костюм. XVIII в. Фотография: costumehistory.ru

Мужской костюм. Сюртук. Начало XIX в. Фотография: foto-basa.com

К концу XVIII века модная одежда стала и проще, и удобнее. Хотя законодателем моды в ту эпоху была Франция, в области мужского костюма эта роль постепенно перешла к Англии. В отличие от французских аристократов, которые в основном проводили время при королевском дворе, английские джентльмены большую часть года жили в своих загородных поместьях, а самыми популярными развлечениями были скачки и охота. Это требовало соответствующего костюма. Мужчины начали носить сюртуки — одеяния вроде кафтанов, но простые и свободные. Они были оснащены и воротником, и застежками — удобная защита от непогоды.

Позже в моду вошел фрак — разновидность сюртука со срезанными полами. Со временем полы фрака становились все более узкими, и постепенно превратились в фалды. И на кафтанах, и на сюртуках, и на фраках сзади обязательно делали разрез, чтобы удобно было ездить верхом. Под фрак надевали не длинный камзол, а короткий жилет, который уже очень напоминал современный. И постепенно костюм для активного образа жизни превратился в элегантный городской.

Силуэт костюма менялся в целом: он становился все более вытянутым. А вместе с ним менялись и идеалы мужской красоты. Предметом гордости теперь становилась стройная и подтянутая фигура.

В конце XVIII века мужчины отказались от парчи и шелка и стали носить лишь шерстяные и суконные одеяния. Ушли в прошлое и роскошная отделка, и кружева на сорочках, и пудреные парики, и треуголки. Вскоре «отменили» и короткие штаны — их, как и белые чулки, стали надевать только в самых торжественных случаях, например на бал. В повседневной жизни перешли на длинные штаны: сначала узкие облегающие панталоны, а затем и привычные нам сегодня брюки. Это было время, которое иногда называют «великим мужским отказом» — отказом от пестрого костюма.

Сначала в Англии, а затем и в остальной Европе, зародился дендизм — культурный канон, который включал в себя и костюм, и манеру поведения. Денди отличались сдержанностью и изысканной лаконичностью наряда. Былую роскошь сменил минимализм. Но каждая деталь элегантного костюма — цвет жилета, ткань сорочки, узел галстука — была тщательно продумана. При этом выглядеть полагалось непринужденно, как будто подбор костюма не стоил его хозяину никаких усилий

Знаменитая пушкинская строка «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» говорит о такой важной составляющей жизни денди, как уход за собой. Холеный, идеально выбритый, в безукоризненно белоснежной сорочке, стройный — вот образ, к которому стремились мужчины первой четверти XIX века

В XIX веке мужской костюм менялся медленно, важную роль в нем играли именно детали. Фрак стал самым главным предметом гардероба, уместным в любой ситуации. Со временем изменялась ширина лацканов, линия плеча и длина фалд, но в целом он оставался все тем же. Кроме сюртуков и фраков мужчины стали носили визитки — нечто среднее между двумя этими одеяниями. Самым модным головным убором больше чем на полвека стал цилиндр. А забавное слово «шапокляк», знакомое многим с детства, на самом деле означает особый цилиндр со скрытой пружиной. Высокий головной убор можно было сложить, чтобы он не мешал, когда мужчина входил в помещение. Единственно относительно ярким предметом в гардеробе оставались жилеты. Сшитые из бархатных или шелковых тканей, в том числе узорчатых, они контрастировали с темными фраками и светлыми брюками. Способов завязывания галстука существовало неимоверное количество, и в моде были то одни, то другие.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.

Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.

Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных — лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.

Одежда в Средневековье

Далее история моды переносит нас в Средневековье. После величественных одеяний римских патрициев, наряды знати Раннего Средневековья выглядят очень просто, достаточно бедно и безлико. У этого факта есть свое объяснение — на первом месте здесь находится функциональность одеяний.

Поговорим об одежде простолюдинов. Главным предметом гардероба здесь является длинная рубаха. Причем носят их как мужчины, так и женщины. Пряжу для тканей делают из таких натуральных материалов:

  • лен;
  • конопля;
  • крапива.

Тут можно вспомнить сказку Андерсена, где сестра шьет для брата рубаху из этого растения. Ситуация кардинально меняется после начала Крестовых походов. XI-XII век ученые считают временем, когда появились первые намеки на моду.

Европейское сообщество сильно преображается с начала периода Крестовых походов. Именно в это время возникает женская мода. Появляется культ женского тела. Это отображается в стремлении подчеркнуть его красоту и грациозность. Появляются декольте, платья становятся приталенными. Длинные рукава подчеркивают грацию женских рук и плавность движений. Женский образ становится нежным, воздушным и сильно контрастирует с мужской брутальностью.

Чуть позже в женской моде появляется тенденция носить неудобные вещи в угоду «красоте». На несколько веков в тренд попадают такие странные вещи:

  1. Конусообразные головные уборы, которые у некоторых достигали метра в высоту.
  2. Туфли с сильно загнутыми носками, которые нужно было подвязывать.
  3. Невероятной длины шлейфы, которые носила исключительно знать.

Огромный скачок в развитии произошел в 14 веке во Франции. Именно здесь появились первые швейные производства и научились кроить и моделировать одежду. Появились такие понятия, как вытачки и складки.

Как английская мода повлияла на платья 18 века Франции

С влиянием английской моды французское платье меняется. Поэтому складки Ватто, плавающие на спине платья, исчезнут. В основном, платье модулирует женский силуэт в форме конуса, но были и другие формы. Костяк юбки называется корзина. Жесткая или собранная тканевая юбка, надетая сверху, скрывает ребра корзины. Платья 18 века Франции богато украшены кружевом, вышивкой. Корсет остается сначала закрытым (сшитым или перевязанным лентами), опускаясь от талии. Рукава по-прежнему заканчиваются в широких манжетах на уровне локтя (от одного до трех оборок из кружева или марли, висящий на рукавах рубашки).

Иногда женщины носят богато украшенный фартук, который надевают для элегантности. Состоятельные дамы шили платья из дорогих тканей – тафты, бархата, сатина и шелка. На протяжении большей части 18 века женщины носили платье с юбкой, свободно накинутой на корзину (панье или боковые обручи) – это женское нижнее белье, которое носили в 17 и 18 веках, чтобы увеличить ширину юбок по бокам, оставляя переднюю и заднюю часть относительно плоскими. Это обеспечивало пространство на юбке, где можно было увидеть тканые узоры, сложные украшения и богатую вышивку.

Фигура женщин, которые носили панье, казалась большим колоколом с очень тонкой талией и широкими бедрами. Большинство платьев были с заниженной талией с заострением на лифе спереди. Под каждым платьем женщины носили корсет и нижние юбки.

В основном распространенный в 18 веках, корсет носится поверх рубашки, как нижнее белье под платьем. Снабженный спереди железным бушуком, описанным современницами как настоящее орудие пытки, он был зашнурован (сзади или спереди) и был достаточно жестким, чтобы отклонить плечи назад, уточнить талию и вздымать грудь женщины, которая его носила. Легкие корсеты, сделанные из жесткой ткани, для лета, отдыха, не совсем формальных случаев назывались белыми корсетами потому, что они часто делались из простого белого экрю-полотна. Корсеты были необходимы для достижения тонкой талии и поддержания формы лифа, а нижние юбки помогали поддерживать корзины под юбками.

Когда Людовик XIV пришел к власти как абсолютный монарх, он хотел, чтобы его правление сияло во Франции и Европе. Эти амбиции не ограничивались строительством Версаля и его военной политикой. С помощью королевского министра Кольбера он сделал французские текстильные фабрики первыми в Европе, опередив Италию или Англию, поэтому мода быстро расцвела. В дополнение к диктовке «этикета» женские платья и наряды копировали вкусы и желания любимец короля. При следующем короле Франции – Людовике XV, был шикарный и утонченный стиль: рококо. С Французской революцией, которая нарушила социальный порядок, аспект рококо был оставлен в пользу более трезвого неоклассического стиля.

В чем выходили замуж в XIX веке

В этом столетии свадебная мода была весьма скоротечна, и тренды менялись чуть ли не каждые 5 лет. Юбки подвенечных нарядов снова становились более пышными и приобрели форму колокола, а в волосах девушек появились венки из флер-д’оранжа. Самой модной тканью считался атлас, а в декоре подвенечного наряда богатые невесты предпочитали использовать горный хрусталь и жемчуг.  

Шарлотта, принцесса Уэльская и принц Леопольд Саксен-Кобургский.Свадебное платье Шарлотты.

Принц Альберт и королева Виктория.

В 1840 году королева Виктория перевернула мир свадебной моды, появившись у алтаря в белоснежном наряде и фате, расшитых золотистым кружевом и жемчугом, — именно с этого момента белый цвет стал считаться свадебной классикой, а стиль нарядов получил название «викторианский».

Свадьба принца Альберта и королевы Виктории.

Принцесса Виктория и принцесса Алиса, дочери королевы Виктории, в свадебных платьях.

Принц Эдуард, сын королевы Виктории, и принцесса Александра Датская в свадебных нарядах. 

Принцесса Елена, дочь королевы Виктории, в свадебном платье.

Принцесса Луиза, дочь королевы Виктории, в свадебном платье.

Евгения Монтихо на своей свадьбе с Наполеоном III.

Жозефина Лейхтенбергская, будущая королева Швеции, Оскар Шведский и их свадебные костюмы. 

Елизавета Баварская, Императрица Австрии, и ее свадебное платье.

К концу столетия свадебные наряды снова стали изящными, юбки — легкими и струящимися, а силуэты невест начали напоминать изысканные фарфоровые статуэтки.

Немецкая принцесса Элизабет Огюст Мари Агнес Saxe-Альтенбурга, российская великая княгиня Елизавета Маврикиевна, супруга российского великого князя Константина Константиновича.  

Ткани: секреты торговли

В самом общем смысле мода – это упорядоченные вечно меняющиеся стили в одежде массового производства и потребления. Разумеется, пару столетий назад не существовало Instagram, ASOS или H&M, поэтому тренды не распространялись со столь космической быстротой, как в наши дни. Изготавливаемая вручную одежда требовала много времени и сил, а количество ее было гораздо меньшим, чем теперь. Кроме времени на пошив, люди прошлых эпох были ограничены и набором природных ресурсов в конкретной местности, где они проживали: от этого зависели типы тканей и красителей, использовавшихся в регионе.

С развитием международной торговли и связей между отдельными странами прежде изолированные сообщества получили доступ к большому разнообразию материалов и красок. Фландрия славилась своей высококачественной шерстью, Италия посредством торговых связей с Османской империей могла поставлять на внутриевропейский рынок дорогие роскошные шелк и дамаск, скандинавские страны предлагали соболиные и беличьи меха, а крупные города на пересечении торговых путей: Брюссель, Антверпен, Флоренция, Венеция и Париж – становились центрами продаж натуральных красителей, таких как индиго, шафран и пурпур. Европейская мода получила сильнейший толчок к появлению новых вариаций и сочетаний, а модники и модницы того периода истории человечества постоянно стремились изобрести что-то новое и экзотичное.

Пояс

Женские пояса из шерсти

Пояса со славянскими узорами

Станок для ткачества поясов

На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.

Самые популярные платья 18 века Франции

В 1741 году силуэт платьев был преобразован. Корзины выросли вокруг бедер, юбки стали похожи на коробки. Незадолго до того, как эта мода исчезла, размер некоторых из этих платьев достигал четырех метров. Но после этого краткого увлечения вернулись более естественные формы.

В 1750-х годах корзина, которая тем временем простирается на ширину до 2,5 м (особенно для придворных платьев), переносится справа и слева от талии. Теперь платье открывается, чтобы показать юбку, богато украшенную горизонтальными оборками. Края платья также украшены оборками и шелковыми цветами. Манжеты заменяются одним-тремя слоями оборок на ткани платья.

В 1760-х годах в моду вошел полосатый дизайн платья 18 века Франции. Одним из самых популярных является платье с рюшами, выполненное с длинным широким плиссированным лифом и круглой юбкой. Хотя есть корсет, он выглядит комфортно. Изысканно с помощью кружева украшают запястья и покрывают декольте в целом.

В 1770 отмечают конец французского платья, оно будет заменено на платье в английском стиле и польском стиле. В то же время аристократы в поисках простоты носят платья в стиле простых женщин с небольшим коротким жакетом, камзолом или казакином. Это отчасти объясняется тем, что в то время во Франции была англомания. Английский вкус к прогулкам привел к новой форме платья – закрытого спереди платья, собранной юбки, пришитой к лифу. Задняя часть юбки натягивается на шнурках, а затем разделяется на три драпированные части. Это намек на первое разделение Польши на три королевства в 1772 году.

Особенности платьев 18 века

Платье во французском стиле или платье «корзина» является очень популярным женским костюмом в кругах аристократии и высшего среднего класса в середине xviii века. Развивалась, прежде всего, придворная мода, которая к концу периода рококо сменилась буржуазным влиянием в одежде из Англии.

Периоды развития платья 18 века ФранцииМожно разделить на периоды, начиная с Регентства (1715 – ок. 1730), переходя в раннюю форму рококо, простираясь до высокого рококо (1750-1780) и, наконец, заканчивая поздним рококо (1780-1789). Развиваясь от неформального халата в 1730-х годах, французское платье сохраняет комфорт благодаря складкам Ватто (названным в честь художника, который любил представлять эти складки на одежде своих героев на своих картинах). Сущность складок, как видно на образцах платьев в современных музеях, состоит в крое: задняя часть юбки была скроена вместе со складками из одного куска ткани, потом складки пришиты к спинке платья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector